Положение об организации инклюзивного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 376
620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71
E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376
Протокол № 4
от «31» мая 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 376
____________ Каличонок Н.А.
Приказ № 30 – ОД
от «01» июня 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМБЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376

г. Екатеринбург
2022

Содержание
1.

Общие положения .............................................................................................................. 3

2.

Цель и задачи инклюзивного образования ....................................................................... 4

3.

Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ ........................................................... 5

4.

Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 6

5.

Содержание инклюзивного образования в ДОУ .............................................................. 9

6.

Документация по организации инклюзивногообразования ........................................... 10

7.

Участники инклюзивного образования в детском саду ................................................. 11

8.

Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ ........................................ 12

9.

Заключительные положения............................................................................................ 13

2

1. Общие положения
1.1. Настоящее

Положение

об

организации

инклюзивного

образования

в

муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад
комбинированного вида № 376 (далее – ДОУ) разработано в соответствии с
нормативными документами:
 Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в
Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года;
 Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»с изменениями на 11 июня 2021 года;
 Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года;
 Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
 Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ определяет
цели,

задачи

и

принципы

инклюзивного

образования

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень
документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав
участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и

индивидуальных возможностей

в

дошкольном образовательном

учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:


для получения без дискриминации качественного образования;



для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
3

 для

оказания

ранней

коррекционной

помощи

на

основе

специальных

педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в
максимальной степени, способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности для социального развития.
1.5. Образовательные

услуги

инклюзивного

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
без барьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
 разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы
для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;
 обеспечение

индивидуального

педагогического

подхода

к

ребенку

с

ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности
нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
 создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения
вДОУ;
 создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения

воспитанников

с

ОВЗ

образовательных условий,

коррекции

развития,

волевой

эмоционально-

с

целью

особенностей
сферы,

создания
их

специальных

психофизического

активизации

познавательной

деятельности, формирования социальныхнавыков и компетенций;
 формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
 формирование междисциплинарной

команды

специалистов, организующих

образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов,
форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей
4

обучения:
 полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную

деятельность,

наряду

со

сверстниками,

не

имеющими

нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом
ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
 частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
 принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития
ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и
осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника;
 принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании

социально-активной

личности

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья; принцип активного включения в образовательную
 деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью
достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые
помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
 принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и
средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их
диагностирования для составления индивидуального образовательного маршрута
на каждого конкретного ребенка; принцип вариативности предполагает наличие
вариативной развивающей, образовательной без барьерной среды, методической
базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в

дошкольном образовательном

учреждении;
 принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными
5

представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;


принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении

4.1. Согласно ст. 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов,

специальных

электронных

средств

обучения

коллективного

и

индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника),
оказывающего

воспитанникам

необходимую

техническую

помощь,

проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Обучение

для

воспитанников

с

ОВЗ

осуществляется

в

соответствии

с

адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение
ребенка

по адаптированной

основной

образовательной

программе

(см.

Приложение 1);
 заключение

психолого-медико-педагогической

комиссии

о

подтверждении

(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
 предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих
психолого- педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение
6

договора междуДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
 диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического
обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа
выносится

заключение

психолого-медико-педагогической

комиссии

о

возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
 основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку

ведущим

специалистом

программы

с

выявленными

возможностямивоспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в группах
общеразвивающей и комбинированной (для детей с нарушениями слуха, с нарушениями
речи) направленности в общем социуме со всеми воспитанниками ДОУ, с учетом
возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и
физиологическим особенностям детей
4.6. Количество воспитанников в группах инклюзивного образования не должно
превышать 5 воспитанников – это могут быть дети с:
 с тяжелыми нарушениями речи;
 дети

с

нарушениями

слуха

(глухие,

слабослышащие,

кохлеарноимплантированные);
 слабовидящие;
 с амблиопией, косоглазием;
 с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
 с задержкой психоречевого развития;
 с умственной отсталостью легкой степени;
 с расстройствами аутистического спектра;
 со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития).
4.7. При комплектовании групп воспитанниками с ОВЗ не допускается смешение более 3
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
4.8. При объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются
направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и
7

возможности их одновременной реализации в одной группе.
4.9. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей, комбинированной

направленности ДОУ (дозирование

времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения,
индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.10. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в
дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть
применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.11. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
 по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся

в

особой

организации

коррекционно-педагогической

деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических,
технических);
 по

реализации

коррекционно-педагогической

деятельности

педагогами

и

педагогам-психологами, его психологическое сопровождение;
 по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической
исоциальной помощи;
 по привлечению родителей

(законных представителей)

в

коррекционно-

педагогическую деятельность.
4.12. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной
образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ,
заключения ТПМПК.
4.13. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
4.14. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.15. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым
8

планом ДОУ.
4.16. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.17. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью
организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых
результатов.
4.18. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их педагогической
компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в
образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у
них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного
обучения в ДОУ.
4.19. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно

образовательной

деятельности,

которое

определяется

ДОУ

в

соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.20. Общее психолого – педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ТПМПК.
4.21. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.22. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на
ТПМПК

(психолого-медико-педагогическую

комиссию)

для

определения

формы

обучения в школе(общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;
 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
9

 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие

в

себя

игры,

консультирование родителей
обсуждение

волнующих

творческие

занятия,

специалистами
родителей

по

музыкальные

интересующим

проблемы,

занятия,
вопросам,

информационная

и

психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель (тьютор)/педагог - психолог разрабатывает и ведет следующие
документы в ДОУ:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 график индивидуальных занятий;
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
 расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
10

 индивидуальный план коррекционной работы;
 лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.3 Учитель – дефектолог разрабатывает и ведет следующую документацию:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий;
 график индивидуальных занятий;
 расписание индивидуальных занятий;
 план взаимодействия со специалистами;
 мониторинг;
 карта сурдопедагогического обследования.
6.3. Учитель – логопед разрабатывает и ведет документацию:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий;
 график индивидуальных занятий;
 расписание индивидуальных занятий;
 план взаимодействия со специалистами;
 мониторинг;
 речевая карта.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого –педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками

инклюзивного

образования

в

дошкольном

учрежденииявляются:
 ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
 родители (законные представители) воспитанников;
11

образовательном

 воспитатель;
 учитель – дефектолог;
 педагог – психолог;
 учитель – логопед;
 ассистент (помощник);
 тьютор;
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике
детей

с

ОВЗ

и

детей-инвалидов

и

консультируют

их родителей

(законных

представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основными

специалистами, проводящим и

координирующим

коррекционно-

образовательную работу в группе детей с ОВЗ, являются учитель – дефектолог и учитель
–логопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия с детьми ОВЗ строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
 принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
 осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками
12

сОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
 взаимодействовать

в

рамках

своей

компетентности

с

учреждениями

здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с
ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние
ихздоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним
людям, неимеющим отношения к реализации АООП;
 педагогические

работники

несут

ответственность

за

неисполнение

или

ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.
9.

Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
кПоложению принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».