Положение о системе наставничества в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 376
620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71
E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376
Протокол № 4
от «31» мая 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 376
____________ Каличонок Н.А.
Приказ № 30 – ОД
от «01» июня 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376

г. Екатеринбург
2022

Содержание
1.

Общие положения .............................................................................................................. 3

2.

Организация наставничества ............................................................................................. 3

3.

Руководство наставничеством........................................................................................... 7

4.

Права и обязанности наставника ....................................................................................... 8

5.

Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество .....9

6.

Документы, регламентирующие наставничество ........................................................... 10

2

1.
1.1.

Общие положения

Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников

МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 определяет цели, задачи и порядок
осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с
нормативно правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2.

Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального

становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3.

Целями наставничества являются:
 оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
кадрового ядра.

1.4.

Задачами наставничества являются:
 ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их
способности

самостоятельно,

качественно

и

ответственно

выполнять

должностные обязанности;
 адаптация работников к условиям осуществления трудовой деятельности,
приобщение к корпоративной культуре;
 развитие

у

работников

интереса

к

осуществляемой

профессиональной

деятельности;
 развитие профессионально значимых качеств личности;
 формирование активной гражданской и жизненной позиции;
 создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
2.
2.1.

Организация наставничества

Наставничество устанавливается над следующими сотрудниками:
 впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения

должностных

обязанностей,

в

том

числе

выпускниками

профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования;
3

 принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности
(профессии);
 переведенными

(назначенными)

на

другую

должность

(профессию),

если

выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и
углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических
навыков.
2.2.

Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих

высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к
воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы
в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не
менее пяти лет.
К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны организации.
2.3.

Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного

года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.4.

Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет

наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
2.5.

Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным

письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.6.

Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных

дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.7.

Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом руководителя

организации.
2.8.

Замена наставника осуществляется приказом организации и производится в

следующих случаях:

4

 -прекращение трудового договора с наставником;
 перевод

наставника

или

лица,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное
подразделение организации;
 просьба

наставника

или

лица,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество;
 неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
 возникновение

иных

обстоятельств,

препятствующих

осуществлению

наставничества.
2.9.

Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,

предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.10. Исходя

из

потребности

лица,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем

его

начальной

подготовки

и

опытом

работы

наставник

составляет

индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
 мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
 мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,

с

должностными

обязанностями,

квалификационными

требованиями;
 совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
 изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;

5

 выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
 перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
 перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
 другие мероприятия по наставничеству.
2.11. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом организации.
2.12. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
2.13. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении
которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от
выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной
платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по
индивидуальному плану.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в

том

числе содержащий

рекомендации по

его

дальнейшему

профессиональному развитию.
2.15. Результатами эффективной работы наставника считаются:
 формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
 применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
 освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и
иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей,
умение

применять

полученные

теоретические

должностных обязанностей;

6

знания

при

выполнении

 положительная

мотивация

к

профессиональной

деятельности

и

профессиональному развитию;
 самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
 дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.16. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
 доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации;
 объявление благодарности, награждение грамотой организации;
 помещение фотографии наставника на доску почета организации;
2.17. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3.
3.1.

Руководство наставничеством

заведующий ДОУ представляет назначенного молодого специалиста педагогам,

объявляет приказ о закреплении за ним наставника.
3.2.

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на

старшего воспитателя.
3.3.

Старший воспитатель обязан:
 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его
наставника;
 посещать

отдельные

занятия,

организованные

наставником

и

молодым

и

методам

специалистом;
 организовать

обучение

наставников

передовым

формам

индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми специалистами;

7

 изучать обобщать и распространять положительный опыт наставничества в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
 вносить предложения о применении мер поощрения наставников;
 рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
 осуществлять систематический контроль работы наставника;
 систематически заслушивать отчеты молодого специалиста и наставника.
Права и обязанности наставника

4.
4.1.

Наставник имеет право:
 привлекать с согласия старшего воспитателя других работников для оказания
помощи молодому специалисту;
 требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в
письменной форме.

4.2.

Наставник обязан:
 руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
 способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,

высоких

профессиональных

и

морально-психологических

качеств;
 оказывать

содействие

лицу,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество, в исполнении его должностных обязанностей, ознакомлении с
основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в
организации, основами корпоративной культуры;
 оказывать

содействие

лицу,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество, в изучении законодательства Российской Федерации и локальных
нормативных актов организации, регламентирующих исполнение должностных
обязанностей лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
 способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения
своих должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
8

 передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный

опыт

профессионального

мастерства,

обучать

наиболее

рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы;
 привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
 воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную
работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах
соблюдения норм профессиональной этики;
 периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации лица, в
отношении

которого

осуществляется

наставничество,

его

дисциплине

и

поведении, результатах профессионального становления;
 по итогам учебного года подводить итоги профессиональной адаптации молодого
специалиста, давать предложения по его дальнейшей работе.
5.

Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество

5.1.

Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
 пользоваться

имеющимся

оборудованием,

инструментами,

материалами,

документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях
исполнения своих должностных обязанностей и прохождения наставничества;
 участвовать в составлении индивидуального плана;
 обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями;
 обращаться к старшему воспитателю или заведующему ДОУ с ходатайством о
замене наставника;
 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
 защищать свою профессиональную честь и достоинство.
5.2.

Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:

9

 изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации

и

руководствоваться

ими

при

исполнении

должностных

обязанностей;
 выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
 соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
 знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ;
 выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных
обязанностей;
 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
 устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
 проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
 обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
 не совершать поступков, которые могут нанести вред авторитету коллектива
организации;
 участвовать в общественной жизни коллектива организации;
 периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим
воспитателем.
6. Документы, регламентирующие наставничество
6.1. К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:
 положение о системе наставничества;
 приказ

руководителя

организации,

осуществляющей

образовательную

деятельность, об организации наставничества, или иной локальный нормативный
акт;
 план работы Школы молодого педагога;
 протоколы заседаний Школы молодого педагога;

10

 протоколы заседаний педагогического совета, малого аппаратного совещания при
старшем воспитателе, на которых рассматривались вопросы наставничества или
была организована работа наставника с молодым специалистом.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».