Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 376 _____________________________________________________ 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71 E-mail: umka376@mail.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ -детский сад комбинированного вида № 376 Протокол от «30 » августа 2021 г. №1 УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 Н.А.Каличонок от «30» августа 2021 года №30-о Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр для детей» Разработала: Телицына Марина Владимировна, музыкальный руководитель Екатеринбург, 2021 г. Содержание № Название раздела Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Учебный план 2.3. Условия реализации программы 2.4. Формы аттестации 2.5. Оценочные материалы 2.6. Методические материалы 2.6. Список литературы № страниц 3 5 5 21 22 23 25 26 26 27 29 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Программа учитывает основные принципы и требования к организации и содержанию различных видов театрализованной деятельности в ДОУ, а также возрастные особенности обучающихся. Содержание программы «Театр для детей» разработано на основе Программы художественно - эстетического воспитания «Театральная палитра» п/р О.В. Гончаровой.- М.: ТЦ Сфера, 2010. Программа «Театр для детей» представляет собой оригинальную разработку системы театрализованных игр, творческихзаданий, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, их образного мышления и развитию личности, в ней сформулированы и конкретизированы задачи по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет. Решение задач, обозначенных в Программе, способствует всестороннему развитию обучающихся, формированию духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Программа обеспечивает полноценное психическое развитие, эмоциональное благополучие, развитие театрализованных способностей детей 5-7 лет. Программа «Театр для детей» строится на следующих методологических подходах и принципах: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2. Принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего героя. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником разных видов деятельности. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах театральной деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. 3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения. Программа реализуется в процессе: Организованного обучения Индивидуальной работы Групповой работы Подготовки к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям Игр-драматизаций, инсценировок, спектаклей, участия в концертах. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 мин. Общее количество занятий в год - 36. 1.2. Цель и задачи программы «Театр для детей» Цель программы: Развитие личности обучающихся, развитие их творческих способностей посредством театрализованной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей 5-7 лет Задачи программы: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми основ театрализованной деятельности. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений старших детей перед младшими и пр.). 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. 1.3. Содержание программы «Театр для детей» Содержание программы «Театр для детей» выступает элементом педагогической интерпретации социального заказа родителей и обучающихся ДОУ. Содержание программы включает четыре блока: Блок 1. Основы театральной культуры Блок 2. Основы актерского мастерства Блок 3. Культура техники речи Блок 4. Театральная деятельность 1. Основы театральной культуры Развивать интерес к сценическому искусству. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства, с историей театра и театральными профессиями; воспитывать культуру поведения в театре. 2. Основы актерского мастерства Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. Развивать выразительность жестов. Учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Культура и техника речи Совершенствовать технику речи, упражнять артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание и фонематический слух, учить пользоваться интонациями, улучшать четкость дикции. Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). 4. Театральная деятельность Поддерживать желание участвовать в спектаклях, играх драматизациях, инсценировках, сценках. Развивать способность импровизировать при создании образа; способность создавать образ с помощью выразительных средств. Приучать детей активно участвовать в театральных представлениях; вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы. Методы и приемы работы с обучающимися 5-7 лет по программе «Театр для детей» Словесные методы: Художественное слово (стихотворения, песни, частушки, загадки, потешки) Рассказ Беседа Наглядные методы: Иллюстрации Сказки Детские работы Практические методы и приемы: Выразительный показ Музыкальное сопровождение Вовлекающий показ Проигрывание эпизода Эвристический метод: Совет Поощрение Частичный показ Напоминание Игровые методы и приемы Метод креативности Импровизационный метод Формы организации обучения театрализованной деятельности и виды деятельности с обучающимися 5-7 лет Исходя из содержания программы, используются следующие формы обучения театрализованной деятельности: Теоретические Занятия Игры - занятия Игры - загадки Занятия - путешествия Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и социально-эмоциональному развитию детей (просмотр спектаклей, рассматривание альбомов, картинок, фотографий) Беседы с детьми о театральном искусстве Практические Самостоятельная импровизационная деятельность детей Подготовка и проведение праздников, развлечений, досуговых мероприятий Игры-драматизации, инсценировки, спектакли, сценки, участие в концертах Изготовление атрибутов и костюмов для театрализованной деятельности Игровые занятия Детско-взрослые проекты Литературные викторины Игры, упражнения, этюды Театрализованные занятия имеют несколько разновидностей: Виды занятий Характеристика 1. Фронтальные занятия Проводятся со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей обучающихся. 2.Типовое (или Включает в себя все блоки театрализованной традиционное) деятельности (основы театральной культуры, занятие основы актерского мастерства, культура и техника речи, театрализованное представление). Определяется наличием конкретной темы по 3. Тематическое событию. 4. Комплексные Основываются на взаимодействии различных занятия видов искусства - музыки, живописи, литературы, театра. Их цель - объединять разные виды художественной деятельности (музыкальную, театрализованную, художественно - речевую, продуктивную), обогатить представления детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств. 5. Интегрированные Отличаются наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержание занятия разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие идеи или темы, какого - либо явления, образа. Исходя из вида театрализованной деятельности детей 5-7 лет, можно определить оптимальные формы организации театрализованной деятельности дошкольников. Виды деятельности с обучающимися 5-7 лет Ведущая Возраст Виды деятельности деятельность Игровая Сюжетно - ролевые игры (сюжетно – Игры - фантазии ролевая игра) Игровые проблемные ситуации Игры - эксперименты Игры - путешествия Дидактические игры Игры - этюды Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Загадки Беседы, в т.ч. по вопросам детей о театре Сложные Проблемные и ситуационные задачи, их интегративные широкая вариативность виды Викторины 5-7 лет деятельности, Музыкально-дидактическая игра переход к Компьютерные игры учебной Исследовательская (опытная) деятельности деятельность Проектная деятельность Театрализованная деятельность Хороводная игра Игры - импровизации Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты Интегративная деятельность Клуб театральных интересов Коллекционирование, в том числе, впечатлений Самостоятельная театрализованная деятельность детей Театрализованная деятельность состоит из трех частей: 1. Вводная часть. Имитационные упражнения. Цель: настроить ребенка на занятие, развивать навыки основных средств выразительности, которые будут использованы в театрализованных представлениях. 2. Основная часть. Восприятие образа героев Цель: приучать ребенка определять характер героев, использовать выразительные средства для передачи образа. В основную часть занятий включаются и музыкальнодидактические игры, направленные на знакомство с характером движения героев, развитие памяти и воображения, творческих способностей. 3. Заключительная часть. Игры, игровые упражнения, творческие задания. № 1 2 3 4 5 Календарно-тематическое планирование Содержание Сентябрь Основы театральной культуры Цель: познакомить детей с устройством театра, театральной культурой, создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, побуждать к активному общению, воспитывать готовность к творчеству. Беседа «Знакомство с устройством театра». Игра «Мы идем в театр». Упражнение «Умываемся». Видеопросмотр спектакля «Теремок» Этюды по сказке «Теремок». Основы актерского мастерства Цель: развивать умение владеть своим телом, пластику движений, чувство ритма, учить отражать разные театральные образы в мимике и жестах, поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы. Этюдный тренаж: Этюды на выражение удовольствия и радости «Солнышко проснулось!», (мимика). Упражнения на пластику движений «Скажи, что чувствуешь без слов», «Что случилось?». Игры – этюды с музыкальным сопровождением «Герои сказок оживают», «Угадай, что я делаю». Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, побуждать детей активно участвовать в театрализованных играх. Артикуляционные упражнения «Лягушка» (нижняя губа), «Зайчик» (верхняя губа); потешки, скороговорки, чистоговорки (дикция); Дыхательные упражнения «Воздушный шарик», «Водолаз». Упражнения на постановку голоса «В лесу». Скороговорки «На дворе трава», «Ехал Грека». Игры – импровизации на интонационную выразительность «Капуста». Театральная деятельность Цель: побуждать детей к поиску выразительных средств передачи характерных особенностей сказочных персонажей, развивать способность к импровизации при создании образов, умение общаться с партнером, тренировать моторику рук. Пантомима «Был у зайца огород». Имитационная игра - «Я покажу – ты угадай». Инсценировка «Петушок в гостях у ребят». Кукольный спектакль «Теремок». Октябрь Основы театральной культуры Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, актер, костюмер, гример, декоратор и др.), формировать у детей интерес к театральной игре, учить согласовывать свои действия с воображаемыми предметами, строить диалог, импровизировать движения. Беседа «Кто работает в театре». Театральный словарь: режиссёр, актер, гример, костюмер, действующее лицо, занавес, реквизит и др. Игра «Театральная азбука». Упражнение – этюд «Обходим лужи». Видеопросмотр спектакля детского театра «Два медведя». 6 7 8 9 Основы актерского мастерства. Цель: развивать выразительность жестов, учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений, побуждать детей к проявлению импровизационных способностей. Этюдный тренаж: Игры – этюды с музыкальным сопровождением «Разные собаки». Этюды на выражение удовольствия и радости «Неожиданный подарок» и др. (мимика). Упражнения на пластику движений «Перепрыгни лужу» и др. Упражнения на развитие выразительной пантомимики: «Изобрази животное», «Отгадай, что я делаю?», «Чайник». Упражнение с куклой – перчаткой у ширмы. Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, приучить детей активно участвовать в театрализованных играх. Артикуляционные упражнения «Улыбка» (укреплять мышцы губ), «Хоботок» (на движение губ). Дыхательные упражнения «Волна», «Паровозик». Скороговорки «Карл у Клары», «Корабли лавировали», «Выдра в тундре». Упражнение на постановку голоса «Открываем скрипучую дверь», «Домик с трубой», «Отважный летчик», «Катаемся на лифте». Игры – импровизации на интонационную выразительность «Две гусеницы» и др. Театральная деятельность Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованных представлениях, к поиску выразительных средств передачи характерных особенностей персонажей спектакля, воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы. Театрализованное представление «Снова осень к нам пришла». Знакомство с куклами кукольного спектакля «Осенние подарки», выбор актеров, актерские пробы. Ноябрь Основы театральной культуры Цель: познакомить детей с видами театра (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.), учить согласовывать свои действия с воображаемыми предметами, импровизировать движения, строить диалог, воспитывать готовность к творчеству. Беседа «Виды театра». Упражнение «Тяжелый чемодан». Видеопросмотр спектакля детского театра Основы актерского мастерства Цель: развивать умение владеть своим телом, пластику движений, чувство ритма, моторику рук , учить отражать разные театральные образы в мимике и жестах. Этюдный тренаж: 10 Этюды на выражение удовольствия и радости «Улыбка» (мимика). Упражнение на пластику движений «Лиса и Журавль». Игры – этюды с музыкальным сопровождением «Одно и то же по-разному» и др. Игра-инсценировка «Невоспитанный Незнайка». Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, приучить детей активно 12 участвовать в театрализованных играх. Артикуляционные упражнения «Домик открывается» (открытый – закрытый рот), «Любопытный язычок» (укреплять мышцы языка). Дыхательные упражнения «Паровозик», «Ветер – ветерок». Скороговорки «Корабли лавировали», «Выдра в тундре». Упражнение на постановку голоса «Отважный летчик», «Катаемся на лифте». Игры – импровизации на интонационную выразительность «Лиса и Волк» и др. Театральная деятельность Цель: развивать умение детей разыгрывать кукольные спектакли, тренировать моторику рук , побуждать детейк поиску выразительных 13 средств передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Кукольный спектакль «Осенние подарки». Декабрь Основы театральной культуры Цель: познакомить детей с краткой историей театра, активировать познавательный процесс. Беседа «История театра», «Наш театр». Театральный словарь: драма, опера, пантомима, театр бибабо, 14 марионеточный театра, театральная кукла, ширма. Упражнения на ширме «Флажок», «Птички», «Коза», «Дружные ребята». Видеопросмотр спектакля детского театра 15 16 17 18 19 Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный тренаж: Упражнения на пластику движений «Чайник», «Праздничное настроение». Этюды «Лисичка подслушивает», «Вот он какой». Ритмический этюд «Танец кукол». Игра «Изобрази сказку» (по выбору детей). Сочинение этюдов «Закончи ситуацию», «Продолжи сказку». Упражнение с куклой – перчаткой у ширмы. Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, приучить детей активно участвовать в театрализованных играх. Артикуляционные упражнения «Лягушка» (нижняя губа), «Зайчик» (верхняя губа). Дыхательное упражнение «Вырасту большим». Упражнение на постановку голоса «От шепота до крика». Скороговорки «На опушке в избушке», «Четыре чертенка». Игра-имитация «Лиса, заяц, петух». Музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живет». Театральная деятельность Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сценка «Новый год в лесу». Театральная деятельность Цель: создавать у детей эмоционально-положительное настроение как результат совместной игры, учить использовать художественные средства выразительности. Настольный театр «Подарок Дедушке Морозу». Театрализованное представление «Снеговик несет подарки». Январь Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный тренаж: Упражнение на пластику движений «Сугробы». Этюды «Карлсон», «Бабушка заболела», «Зайчик и Волк». Ритмопластика «Канатоходцы» и др. Игра «Изобрази сказку» (по выбору детей). Сочинение этюдов «Встреча сказочных героев». Упражнение с куклой – перчаткой у ширмы. Кукольный спектакль «Кто сказал Мяу?» Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, приучить детей активно участвовать в театрализованных играх. Артикуляционное упражнение «Язык здоровается с подбородком» (мышцы языка). 20 Дыхательные упражнения «Ворона», «Курочка». Упражнения на постановку голоса «Езда на автомобиле», «Волшебная труба» (вибрация голоса). Скороговорки «Четыре чертенка», «Сшила Саша». Игра-имитация «Крылатый, мохнатый и масляный». Игра – импровизация на интонационную выразительность «Восклицательный и вопросительный знаки». Театральная деятельность Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать 21 инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей, тренировать моторику рук . Пальчиковый театр «Как Зайчик от Волка прятался». Февраль Основы театральной культуры Цель: продолжить знакомство с театром, рассказать детям об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре. Беседа-диалог «Зачем нужны декорации (музыка)?». на ширме «Цветок», «Пчела», «Шарик», «Солнце утром 22 Упражнения встало», «Петрушка бегает, прыгает». Упражнение с марионетками «В гости». Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный тренаж: Упражнение на пластику движений «Изобрази животное», «Отгадай, что я 23 делаю?». Этюды «Делай, как я», «Солнышко», «Птицы». Ритмический этюд «Танец кукол» и др. Игра «Изобрази сказку» (по выбору детей). Сочинение этюдов «Из какой сказки». Упражнение с куклой – перчаткой ширмы. Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, приучить детей активно участвовать в театрализованных играх. 24 Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Хоботок». Дыхательное упражнение «Хомячок». Упражнение на постановку голоса «Пение с закрытым ртом». Игра-имитация «Зеркало». Игры – импровизации «Два сеньора – Минор и Мажор», «Волшебная линия». Театральная деятельность 25 Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Досуг (Масленица). Март Основы театральной культуры Цель: углубить знания детей о театре как о виде искусства, уточнить сведения об основных средствах выразительности, воспитывать инициативность и любознательность. Беседа-диалог «Зачем нужен театр». Викторина «Театральная афиша». 26 Упражнения на ширме «Зайка-зазнайка», «Заботливый еж». Упражнение с марионетками «Вместе весело шагать». Видеопросмотр спектакля Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, моторику рук. Совершенствовать двигательные способности ипластическую выразительность; развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный дренаж: Упражнение на пластику движений «Тучка и дождик». 27 Игра –имитация «Угадай героя». Игры-импровизации «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?», «Сами сказки сочиняем, а потом мы в них играем». Сочинение этюдов «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Упражнения на моторику «Дружные пальчики», «Коза». Упражнения на ширме «Дружные звери». Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, улучшать четкость дикции, учить детей вести ролевые диалоги, развивать диалогическую речь, воображение. Артикуляционная гимнастика: - зарядка для губ; - зарядка для шеи; - зарядка для языка. 28 Дыхательные упражнения «Маятник» и др. Упражнения на постановку голоса «Трубачи», «Пение с закрытым ртом», «Езда на автомобиле» (вибрация голоса) и др. Коммуникативная игра «Дружные ребята». Ролевой диалог «Придумай диалог». Выразительное чтение стихов. Этюд «За грибами». Игры – импровизации на интонационную выразительность «Скажи поразному». Театральная деятельность Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать и самостоятельность в создании образов различных 29 инициативу персонажей, тренировать моторику рук .Импровизационные игры «Солнышко и дождик», «Мышки в норке». Пальчиковый театр «Мамин праздник». Апрель Основы театральной культуры Цель: продолжать знакомить с особенностями театрального искусства, театральными терминами, активировать познавательный процесс, воспитывать инициативность и любознательность. 30 Беседа «Международный день театра». Игра - путешествие. Упражнение на ширме «Котенок Мяу», «Солнце проснулось», А у нас в лесочке». Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, моторику рук, совершенствовать двигательные способности ипластическую выразительность; развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный дренаж: на пластику движений «Вороны на заборе». 31 Упражнение Игры –имитации «Зайчишка-трусишка», «Хитрая лиса». Игры-импровизации «Сам себе режиссер», «За окном солнышко». Сочинение этюдов «По морям, по волнам». Упражнения на моторику «Шарик», «Гости». Упражнения на ширме «В гостях у Кузи». Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, улучшать четкость дикции, учить детей вести ролевые диалоги, развивать диалогическую речь, воображение. Артикуляционная гимнастика: - зарядка для губ; - зарядка для шеи; - зарядка для языка. 32 Дыхательные упражнения «Воздушный шарик» и др. Упражнения на постановку голоса «Трубачи», «Пение с закрытым ртом» и др. Коммуникативная игра «Волшебное зеркало». Ролевой диалог «Сочини сказку». Выразительное чтение басен. Этюд «Облачка и птичка». Игра – импровизация на интонационную выразительность «Попугайчики». Театральная деятельность Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать и самостоятельность в создании образов различных 33 инициативу персонажей, Импровизационные игры «Птичий двор», «Кого встретил Колобок». Спектакль «Заюшкина избушка». Май Основы актерского мастерства Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, моторику рук, совершенствовать двигательные способности ипластическую выразительность, развивать умение выражать основные эмоции. Этюдный дренаж: Упражнение на пластику движений «Цветы на клумбе». 34 Игра –имитация «Мы охотимся на льва». Игры-импровизации «Сбил, сколотил – вот колесо», «Где ты, брат Иван?». Сочинение этюдов «Робототехника». Упражнения на моторику «А у нас в лесочке» и др. Культура и техника речи Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, улучшать четкость дикции, учить детей вести ролевые диалоги, развивать диалогическую речь, воображение. Артикуляционная гимнастика: - зарядка для губ; 35 - зарядка для шеи; - зарядка для языка. Упражнения на постановку голоса «Езда на автомобиле» (вибрация голоса) и др. Коммуникативная игра «Подскажи словечко». Ролевой диалог «Расскажи сказку от имени героя». Этюд «Танец кукол». Игра – импровизация на интонационную выразительность «Волшебный сундучок». Театральная деятельность Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных 36 персонажей, воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Импровизационные игры «Птица и птенчики», «Одуванчик и ветерок» Инсценировка «Лесная школа». Взаимодействие участников образовательного процесса Взаимодействие с обучающимися Взаимодействие с обучающимися по театрализованной деятельности осуществляется в процессе: Организованного обучения Индивидуальной работы Групповой работы Подготовки к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям Игр-драматизаций, инсценировок, постановок спектаклей, сценок, участия в концертах Содержание работы организуется в 4-х направлениях: Основы театральной культуры (Развивать интерес к сценическому искусству; познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, с историей театра и театральными профессиями; воспитывать культуру поведения в театре). Основы актерского мастерства (Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение; развивать выразительность жестов; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения). Культура техники речи (Совершенствовать технику речи, упражнять артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание и фонематический слух, учить пользоваться интонациями, улучшать четкость дикции; учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства - интонацию, мимику, жест). Театральная деятельность (Поддерживать желание участвовать в спектаклях, играх – драматизациях, инсценировках, сценках; развивать способность импровизировать при создании образа; способность создавать образ с помощью выразительных средств; приучать детей активно участвовать в театральных представлениях; вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене; воспитывать чувство удовлетворенности от совместной работы). Взаимодействие с родителями Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями. Работа с родителями - одно из важнейших направлений в работе, по созданию благоприятных условий для развития творческих способности детей дошкольного возраста. Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования творческих способностей детей можно использовать такие формы работы: Выступление на родительских собраниях Консультирование Проведение праздников и развлечений с участием родителей. В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства. Совместно с воспитателями организовывать специальные «Театральные уголки», информационные стенды, тематические выставки книг. В «Родительском уголке» размещать полезную информацию, которую родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещать статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг, конкретные советы, актуальные для родителей, пальчиковые игры, слова песен, хороводов. Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома. В течение года в детском саду проводить «День открытых дверей» для родителей, когда они могут посетить занятия, в том числе, и театрального кружка, посмотреть режимные моменты, поучаствовать в организованной образовательной деятельности и совместных досуговых мероприятиях. Задача руководителя - раскрыть перед родителями важные стороны развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Взаимодействие с педагогами Воспитатель осуществляет, в основном, всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от развития театрализованного искусства. Педагогу важно не только понимать и любить творчество, уметь выразительно играть роль, эмоционально передавать образ героев сказки, организовывать постановки к событиям. Самое существенное - уметь применить свой артистический опыт в воспитании детей. Воспитывая ребёнка средствами театрализованной деятельности, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, импровизируют, придумывают и обыгрывают свои сказки. Театр должен пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня художественно - эстетического развития детей средствами театрализованной деятельности ведет руководитель кружка (педагог дополнительного образования) совместно с воспитателями и музыкальным руководителем. В работе с педагогами можно использовать такие формы взаимодействия: Консультации Семинары Мастер-классы Творческая гостиная (просмотр спектаклей детского театра) Участие в праздниках, развлечениях, досуговых мероприятиях Помощь педагогам в подготовке игр-драматизаций. 1.4. Планируемые результаты освоения программы «Театр для детей» В театрализованной игре дети эмоционально откликаются на состояния людей, животных, сказочных персонажей, целостно воспринимают сюжет и понимают образы персонажей. В процессе восприятия художественных произведений дети способны осуществлять выбор того произведения (персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов образных характеристик. Они эмоционально откликаются на те произведения художественной литературы, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется качество театральной деятельности, творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Программа направлена на: Создание условий для развития обучающихся 5-7 лет, открывающих возможности для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы, способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, творческих видов деятельности по основным направлениям развития дошкольников - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому; Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации обучающихся. Планируемые результаты обучения детей 5 -7 лет Внимательно слушают чтение художественных произведений, определяют характер героев, эмоционально откликаются на поступки героев, выражают свои чувства словами, эмоциями, движениями, узнают героев сказки, передают образ выразительными средствами: мимикой, пластикой, интонацией голоса. Поют песенки персонажей без напряжения, четко произносят слова, выполняют движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов, действуют индивидуально, не подражая друг другу. Проявляют интерес к театрализованной деятельности: участвуют в играх - драматизациях, спектаклях, инсценировках, обыгрывают потешки. Используют выразительные средства для передачи образа персонажей, испытывают яркие эмоциональные переживания в играх, умеют имитировать характерные движения сказочных героев, активно вступают в диалог со взрослыми и сверстниками. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театр для детей» на учебный год Этапы № образовательного процесса 1 Продолжительность 36 недель, 9 месяцев освоения программы 2 Начало реализации Сентябрь-октябрь программы 3 Окончание реализации май программы 2-я неделя сентября4 Входной (вводный) октября мониторинг 5 Регламентирование образовательного процесса 1 раз в неделю (обучающиеся 5-7 лет) 6 Выходные и праздничные дни Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ: 4 ноября – День народного единства; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы. 7 Сроки проведения каникул, их начало и окончание: зимние каникулы летние каникулы 8 Даты итоговой аттестации 4-я неделя мая 2.2. Учебный план Организация учебного процесса дополнительных образовательных услуг в МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком по программам дополнительной образовательной деятельности, регламентом занятий, циклограммами работы руководителей платных услуг. Учебный план занимает важное место при реализации программы «Театр для детей». Он скоординирован с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. Нормативной базой составления учебного плана по оказанию дополнительных образовательных услуг являются следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл. 10, ст. 75); Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); Устав и Лицензия МБДОУ Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ. Учебный план по программе «Театр для детей» 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Основы театральной культуры Основы актерского мастерства Культура и техника речи Театральная деятельность 1час 1час 1час 1час Возраст детей Количество занятий в год Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятий 5-7 лет 36 1 30 минут Учебный план позволяет реализовать цели и задачи программы: 1. Создать условия, способствующие проявлению детьми творческих способностей. 2. Совершенствовать исполнительские умения и артистические навыки детей через вхождение в образ литературного героя. 3. Формировать у детей навыки вождения кукол разных систем. 4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности; приобщать детей к театральному искусству. Перечень занятий включается в учебный план с учетом гигиенических требований, максимальной нагрузки детей 5-7 лет, отражает содержание театрализованного искусства, реализуемого в рамках кружковой работы. 2.3. Условия реализации программы «Театр для детей» (материальнотехническое обеспечение программы) Дидактическое обеспечение 1. Музыкально-дидактические игры 2. Иллюстрации, картины, альбомы 3. Музыкальные инструменты 4. Аудио-видео кассеты 5. Информационные носители (диски) 6. Костюмы 7. Атрибуты, декорации 8. Игрушки, ширмы 9. Проектор, экран 10.Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок, пальчиковый, театр на фланелеграфе, , , театр игрушек) Наименование ТСО, имущества 1. Музыкальный центр 2. Магнитофон 3. Телевизор 4. Видеопроигрыватель 5. Проектор 6. Экран 7. Мольберт 8. Стол детский 9. Стулья детские 10. Шкаф 11. Стол рабочий 12. Стулья взрослые № Количество 1 1 1 1 1 1 1 5 15 1 1 4 2.4. Формы аттестации Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: Входная (вводная) диагностика – в начале учебного года (2-я неделя сентября); Итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая). Процедура отслеживания и оценки достигнутых результатов обучающихся в театрализованной деятельности проходит в форме наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности: этюдный тренаж, музыкально-ритмические упражнения, этюды с куклами, игры-драматизации. 2.5. Оценочные материалы Фамилия, имя ребёнка Этюдный тренаж Музыкальноритмические упражнения 3 балла - высокий уровень 2 балла – средний уровень Этюды с куклами Игрыдраматизации Итоговая уровневая оценка 1 балл - низкий уровень Высокий уровень - творческая активность ребёнка высокая, проявляет самостоятельность, инициативность, ему свойственно быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности). Средний уровень - ребенку присущи эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Однако ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах. Низкий уровень - ребёнок мало эмоционален, спокойно, ровно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. Этюдный тренаж (мастерство актёра) 1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки). 2. Жесты (этюды на выразительность жестов, в т.ч. «Расскажи стихи руками»). 3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). 4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением). Музыкально-ритмические упражнения 1. Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами. 2. Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий. 3. Желание выразительно и ритмично исполнять танцы. 4. Умение взаимодействовать с партнёром. Этюды с куклами 1. Желание участвовать в игре-спектакле. 2. Умение работать с партнёром. 3. Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем). Игры-драматизации 1. Желание участвовать в играх-драматизациях. 2. Умение общаться с партнёром. 3. Способность к импровизации в создании образа. 2.6. Методические материалы Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театр для детей» используются следующие методические материалы: Методическая литература для проведения занятий по театрализованной деятельности; Календарно-тематический план; Наглядные пособия (иллюстрации, картины, альбомы, фотографии); Информационные носители (диски); Игры, стихи, загадки по темам занятий; Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору дидактического материала; Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр марионеток, театр игрушек); Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию театрализованных способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет. Основная программа Программно-методическое обеспечение Дополнительные программы Технологии Театральная 1. Антипина Е.А. 1. Бодраченко И.В. Театрализованные палитра: Театрализованн музыкальные представления для детей Программа ые дошкольного возраста.- М.: Айрисхудожественн представления пресс, 2007.-144с. ов детском саду. 2. Дерягина Л.Б. Играем сказку.- СПб.: эстетического – М.: ТЦ ООО «Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2010.воспитания/ 2010.-128с. 128с. Под ред. 3. Жукова Р.М. Театрализованная 2. Сорокина Н.Ф. О.В. деятельность. Занимательные Гончаровой.Играем в материалы. Старшая группа.- Волгоград: М.:ТЦ Сфера, кукольный ИТД «Корифей».-112с. 2010 театр. 4. Жукова Р.М. Театрализованная Программа деятельность. Занимательные «Театрматериалы. Подготовительная группа.творчествоВолгоград: ИТД «Корифей».-112с. дети» 5. Игнатова С.В. Театр теней своими (Н.Ф.Сорокина, руками. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 96с. Л.Г. 6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – Миланович): дошкольникам. – М.: Просвещение, Пособие для 1982.-191с. воспитателей, 7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые педагогов игры для детей дошкольного дополнительног возраста/Н.В. Краснощекова.- Ростов о образования и н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. музыкальных 8. Макарова Л.П. Театрализованные руководителей праздники для детей.-Воронеж, 2006. – детских садов. 173с. 3-е изд., испр. и 9. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных допол. - М.: кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.АРКТИ, 2002.288с. 208с. 10. Ульева Е.А. Сценарии для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет.- М.: ВАКО, 2014.-64с. 2.7. Список литературы 1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-128с. 2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста.- М.: Айрис-пресс, 2007.-144с. 3. Бочкарев Л.П. Создание игровых образов с детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореферат кандидата педагогических наук. - М., 1982.-212с. 4. Гончарова О.В., Карташова М.Г., Красева А.Р., Мирочиненко С.А., Набокова В.В., Шахина Ю.А., Юшкова Н.А. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания/ Под ред. О.В. Гончаровой.- М.:ТЦ Сфера, 2010.- 128 с. 5. Дерягина Л.Б. Играем сказку.- СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2010.-128с. 6. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. - с.56-62 7. Жукова Р.М. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы. Старшая группа.- Волгоград: ИТД «Корифей».-112с. 8. Жукова Р.М. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы. Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей».112с. 9. Игнатова С.В. Театр теней своими руками. – М.: Айрис-пресс, 2008.96с. 10. Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр Петрушек. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. - 191с. 11. Крамаренко О. Театрально-игровая деятельность как интегрированная деятельность в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6. – с. 82-84. 12. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н.В. Краснощекова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. 13. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2006.-173с. 14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с. 15. Машевская С. Риторика + Театр // Дошкольное образование. – 2004. № 6. – с. 8-26. 16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театртворчество-дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного обраования и музыкальных руководителей детских садов. - 3-е изд., испр. и допол. - М.: АРКТИ, 2002. – 208с. 17. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.- 288с. 18. Ульева Е.А. Сценарии для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет.М.: ВАКО, 2014.-64с. 19. Цапай Т. Играем в театр // Детский сад от А до Я., 2004. - № 6. – с.35 20. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.