Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 376 _____________________________________________________ 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71 E-mail: umka376@mail.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru ПРИНЯТА: Заседанием Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2019 г. УТВЕРЖДЕНА: Приказом заведующего МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376 от «____» _________ 2019 г. № ____ Н.А.Каличонок . ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕСОЧНАЯ АННИМАЦИЯ» Разработчики: Захваткина С.И., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 376 2 Содержание Введение I Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цель и задачи реализации ПДО 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 1.3. Планируемые результаты освоения программы 3 4 6 8 9 12 II Содержательный раздел 2.1. Общие положения 2.2. Описание образовательной 10 10 направлениями развития образовательных областях. 2.3 Взаимодействие педагога с детьми 2.4 Годовой календарный учебный график 11 13 2.5 Планирование образовательной деятельности 14 2.6.Учебно-тематический план 14 деятельности в соответствии с ребёнка, представленных в пяти III Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение ПДО 3.2. Финансовые условия реализации ПДО 3.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 3.4 Методические материалы Приложение 18 18 18 26 27 3 Паспорт программы Дополнительная образовательная программа Рисование песком «Sand-Art», работа с кинетическим песком (песочная анимация) Составитель программы Нормативный срок освоения программы Направленность программы Воспитатель Захваткина С.И. 2 года Учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 376 г. Екатеринбург ул. Бажова, 57а Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей, психолого-педагогическая поддержка. Юридический /фактический адрес Цель Задачи Художественная Формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии. - дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка. -формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета. - знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук; Ожидаемые результаты программы -Изображать предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, 4 использовать разные техники песочной анимации. Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию -Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединять в рисунке несколько изображений в сюжетную картину. -Ярко проявлять увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному замыслу. -Рисунки эмоционально выразительны, передают настроение ребенка и красоту окружающего мира. 5 ВВЕДЕНИЕ Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуры дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества. Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной идр.). В основе программы дополнительного образования «Песочная анимация» заложены не только эстетико-художественные принципы развития ребенка 5-7 лет, но и методы психологической разгрузки. Содержание ПДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел ПДО определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию ПДО, планируемые результаты ее освоения. Содержательный раздел ПДО включает описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционного рисования – рисование песком по стеклу. ПДО определяет содержание работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организационный раздел ПДО описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей ПДО, особенности организации образовательной деятельности, а именно описание: – психолого-педагогических, материально-технических и финансовых условий, – особенностей организации образовательной деятельности, ПДО завершается перечнем литературныхисточников. 6 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам является рисование песком, работа с песком (песочная анимация). Актуальность данной программы в том, что песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него чтото не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально-целостного. видов Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность. Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезнодля 7 формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка. Делаем вывод: Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка, любых других сыпучих продуктов и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве ребенка, освобождает его от внутреннего напряжения. Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Я скажу просто: рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность. Новизна программы «Песочная анимация» заключается в том, что сочетает в себе педагогическое (художественно-творческое) и арт-терапевтические техники (арт-терапия в переводе с англ. – лечение искусством). Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на коррекцию психоэмоциональной состояния детей. Она также призвана раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развить эстетический вкус и гармонизировать эмоциональноволевую сферу. По кружковой работе мы используем современную, интересную методику – рисование песком на стекле. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. 1.1.1. Цель и задачи реализации программы. Цель: развитие у детей раннего и дошкольного возраста творческих способностей, психолого-педагогическая поддержка, средствами пескотерапии. В целом раздел программы по песочной анимации, независимо от возрастной направленности, нацелен на решение следующих задач: Задачи: 1. Образовательные: - формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии. - дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка. - формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета. - знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук; 2. Развивающие: - развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком и познавательную активность развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния. 8 - развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность. - способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность. Мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие. 3. Воспитательные: - вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности, -воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире, - формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности, - воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность. 4. Психотерапевтические: - поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка, - поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и рисования, - гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, - учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию ПДО Основные принципы: 1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, сюжетных песочных картин песочных анимаций. 2. Принцип ндивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения. 3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством. В первой части занятия предлагаются упражнения, требующие точных повторений движений руками, во второй обязательно творческих заданий по тематикезанятия. 4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному».этот принцип диктует построения структуры программы и ходазанятия. 5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе рисования… 6. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой гимнастики (см. Приложени2) и в отдельных случаях обыгрывание созданных рисунков. 7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности. 9 8. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского изобразительноготворчества. Методы, используемые при организации занятий с детьми: - Наглядные включают в себя: наглядно - слуховые (слушание музыки ваудиозаписи); наглядно – зрительные (дидактический материал); тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение); формы несловесной поддержки (улыбка ит.п.); - Словесные методы: объяснение ( краткое, четкое, эмоциональное); указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально); вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память) Пояснения, уточнения - словесные приемы, которые нежелательно использовать на фоне звучащей музыки. - Практическиеметоды: метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала); - Игровые методы (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции). - Арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств: Пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний Побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости Контроль и оценка изобразительной деятельности. Формы работы: - Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. - Групповые игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Техника рисования: • Рисование кулаком, • Рисование ладонью, • Рисование ребром большого пальца, • Рисование щепотью, • Рисование мизинцами, • Одновременное использование нескольких пальцев, • Рисование симметрично двумя руками, • Отсечение лишнего, • Насыпание из кулачка, • Рисование пальцем. 10 Способами засыпания поверхности стола: • • • • • Просеивание, Расхлопывание, Дождик, Торнадо, Волна. Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием: 1. 2. 3. 4. 5. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки; Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки; Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. После игры надо убрать все на свои места. Структура занятий: Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком I. Вводная часть: 1. Особое приветствие. 2. Правила работы с песком. II. Основная часть: 1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. 2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза. III. Заключительная часть: 1. Подведение итогов. 2. Упражнение на релаксацию (см. Приложение3). 3. Рефлексия. 4. Ритуал прощания 1.2 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов 1. Освоение техникой песочного рисования ребенком (владение техниками рисования песком) 2. Уровень развития психо-моторного развития ребенка (координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти). 3. Проявления творческих способностей (мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность). 4. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику) 11 Для выявления степени сформированности выше указанных показателей проводятся диагностические процедуры. Таблица для фиксации результатов мониторинга (см. Приложение 1). На основе анализа продуктов изобразительной деятельности, наблюдения за характером рисования песком по каждому параметру выставляется соответствующий бал и делается вывод о характере освоения программы. Выстраивается общая картина психоэмоционального состояния ребенка. 1.3 Планируемые результаты Первый год обучения 5-6 года Знает техники рисования и может их воспроизвести. Рисовать пальцами ,кулаком. Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения простых форм. Изображает отдельные предметы, простые по композиции, включая в картины воображение (круг,квадрат…) Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы; умеет радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. Видит красоту в окружающем мире и может передавать ее, используя техники песочной анимации Второй год обучения 6-7 лет Изображает предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину. Ярко проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному замыслу. Рисунки эмоционально выразительны, передают настроение ребенка и красоту окружающего мира. 12 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленных в пяти образовательных областях Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития. 1. Социально-коммуникативное развитие: • Способствует развитию игровой деятельности • Умению взаимодействовать со сверстниками • Приобщению к правилам безопасного поведения • Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца). • Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе. 2. Познавательное развитие: • Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности. Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление. • Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала. • Способствует формированию целостной картины мира. 3Речевое развитие: • Способствует развитию связной речи • Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми • Способствует обогащению словаря 3. Художественно-эстетическое развитие: • Развивает воображение • Формирует эстетический вкус • Развивает художественные способности, чувство ритма. 4. Физическое развитие: • Способствует сохранению и укреплению здоровья • Накоплению и обогащению двигательного опыта • Развитие координации • Развитие мелкой и крупной моторики. 13 Перспективно-тематическое планирование Первый год обучения 2.2 № 1. Месяц Сентябрь Тема Волшебный песок Наименование разделов художественноизобразительного творчества Содержание «Здравствуй песочная страна» «Тайные следы и отпечатки» Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров. Беседа о происхождении песка, как образуется песок. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Знакомство со свойствами песка. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить «Волшебные точки» «Ожившие линии» 2. Октябрь Роспись песком «Послушные штрихи и линии» «Превращение кружка» «Узор ив круге» «Солнышко лучистое» 3. Ноябрь Геометричес кие фигуры «Занимательный квадрат» «Веселый прямоугольник» Треугольные фантазии Колич ество заняти й 4 4 4 14 «В стране Песочной графики» 4. Декабрь Музыка леса «Деревья такие разные» «Новогодняя ёлка» «Зимний лес» «По лесной дорожке» 5. 6. Январь Февраль Поющая тишина морских глубин Птицы Подводное царство Золотая рыбка Обитатели морей Прекрасное рядом (по замыслу) «Сказочные птицы» «Птичьи следы» «Зернышки для птички» «Красногрудый снегирь… …» 7. Март Здравствуй весна Просыпается природа «Подснежник» «Букет для мамы» Весенняя капель 8. 9. Апрель Май Мир игрушек и предметов «Дети – цветы жизни» «Мой веселый звонкий мяч…». «Вот так кукла неваляшка …». «Что за башенка такая – это пирамидка…». «Моя любимая игрушка» «Волшебные цветы» «Радуга чудес» «Картина - пейзаж» «Песочная фантазия» песок в изображении геометрических фигур Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягоды различной величины ). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к морским жителям (морская звезда, морской конек, рыбка). Снятие эмоционального напряжения. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком под влиянием изменения музыки. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать 4 4 4 4 4 4 15 эстетическое восприятие. Всего занятий: 36 Второй год обучения № 1. Месяц Сентябрь Тема “Волшебство линий. Роспись песком” Наименование разделов художественноизобразительного творчества Содержание «Песочная страна» Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров. Беседа о происхождении песка, как образуется песок. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Знакомство со свойствами песка. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок в изображении геометрических фигур Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками . Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство «Страна Эльфов» «Дорисуй треугольник…» Выдуманное… (свободное рисование) 2. Октябрь Осеннее настроение .Мой любимый дождик. Веселые грибочки. Деревья и кусты. По замыслу 3. Ноябрь Осенние запасы Грибочки на веревочке Яблоки и груши. Колкий Ёж По замыслу 4. Декабрь «Зимовье» Зимушка, зима! Снеговик. Маленькой елочке холодно зимой. Рукавичка. По замыслу. 5. Январь В январе все деревья в серебре. Зимний пейзаж «Еловый лес» Количес тво занятий 4 4 4 4 4 16 «Дуб, береза, ель» Волшебное дерево 6. Февраль Мир животных «Домашние животные» «Дикие животные». «Мои любимые животные из сказок». «Подарок для папы». 7. Март Мир насекомых «Сказочная бабочка» «Божьи коровки на лужайке». «Шесть ножек, бегают по дорожке» По замыслу 8. Апрель Весеннее настроение Нарисуй и укрась вазу для цветов Открытка для мамы. Цветы. По замыслу 9. Май Мир, труд, Май!!! День Победы! Транспорт «Спасибо мир над головой» (голубь) По замыслу Всего занятий: композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягоды различной величины). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный Совершенствовать рисование песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Сравнить диких и домашних животных. Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе 4 4 Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони, умение рисовать цветы (ребром ладони, указательным пальцем). Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности, любовь к природе, эстетическое восприятие и любовь к родителям. 4 Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины. 4 36 17 III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы в изображении песочных композиций. Работа студии «Песочная анимация» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Техническое оснащение занятий. Стол с подсветкой, интерактивная доска либо проектор, кинетический песок. Лёгкий порошок – обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, манка. 3.2 Методическое обеспечение При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы. 1. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.- 128с. 2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-80с. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Г. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Издательство «Речь»,2007. 4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. –М.2010. 5. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н.А. Сакович. – СПб.: Издательство «Генезис»,2005. 6. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- М .: АРКТИ.2017.-112с. 7. Песочная терапия. Электрон.дан. Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki 18 19