Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 376 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71 E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376 Протокол № 4 от «31» мая 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 ____________ Каличонок Н.А. Приказ № 30-ОД от «01» июня 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376 г. Екатеринбург 2022 Содержание 1. Общие положения. ................................................................................................................ 3 2. Цели и задачи группы комбинированной направленности ................................................. 4 3. Порядок создания группы комбинированной направленности .......................................... 5 4. Участники образовательного процесса в группе комбинированной направленности ....... 5 5. Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности ..6 6. Организация деятельности педагогического персонала...................................................... 7 7. Штаты, руководство и финансирование группы комбинированной направленности ..... 10 8. Документация ...................................................................................................................... 10 Приложение 1.......................................................................................................................... 11 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение (далее – Положение) регулирует деятельность групп комбинированной направленности для детей дошкольного возраста, созданных в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад комбинированного вида № 376 (далее – Учреждение), реализующем основную образовательную программу дошкольного образования. 1.2 Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (далее – группы комбинированной направленности) создаются в целях реализации прав воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. 1.3 В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей, детей – инвалидов государственным стандартом общеобразовательной основной дошкольного программой общеобразовательной и детей с ОВЗ в соответствии с федеральным образования образовательного программой, а (ФГОС ДО), учреждения, также с основной адаптированной учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. 1.4. Нормативными основаниями для деятельности комбинированных групп является: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации» Приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «О утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования; Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»; Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 №ВК-457/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 №ИР-533/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»; Письмо Министерства просвещения России от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 28.09.2020 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Устав МБДОУ. 1.5. Срок нахождения детей в группе комбинированной направленности определяется ТПМПК. 2. Цели и задачи группы комбинированной направленности 2.1. Основной целью группы комбинированной направленности является создание условий для социальной интеграции и развития детей с ОВЗ, реализации равных прав детей на дошкольное образование, увеличение охвата детей дошкольным образованием. 2.2. При организации групп комбинированной направленности решаются следующие задачи: создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ; реализация адаптированной программы на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; интеллектуальное и личностное развитие детей всех категорий с учётом индивидуальных особенностей; становление у детей основ общечеловеческих ценностей, таких качеств как доброжелательность, стремление к самостоятельной деятельности, общению, оказанию помощи и поддержки, принятию; подготовка родителей детей дошкольного возраста к толерантному восприятию новой интеграционной модели организации жизни детей в детском саду; оказание помощи и поддержки родителям детей с ОВЗ в вопросах коррекционно- развивающего обучения, организации общения со сверстниками, нормализации детско – родительских отношений. 3. Порядок создания группы комбинированной направленности 3.1. Группа комбинированной направленности в ДОУ создаётся приказом по детскому саду. 3.2. Порядок комплектования группы комбинированной направленности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.3. Прием детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест. 3.4. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группы общеразвивающей направленности возможен на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения ТПМПК для детей с ОВЗ. 3.5. Группы комбинированной направленности создаются в учреждении для детей в возрасте от 2 до 7 (8) лет. 3.6. Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является: письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего МБДОУ; заключение ТПМПК для детей с ОВЗ В группу комбинированной направленности нормально развивающихся детей принимают по правилам комплектования групп общеразвивающей направленности. 3.7. В группы зачисляются дети одинакового возраста. В случае необходимости допускается комплектование разновозрастных групп. 3.8. Предельная наполняемость групп комбинированной направленности установлена в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования и регламентируется муниципальным заданием. 4. Участники образовательного процесса в группе комбинированной направленности 4.1. Участниками образовательного процесса группы комбинированной направленности являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники и узкие специалисты ДОУ. 4.2. При приеме ребенка в группу комбинированной направленности руководитель обязан ознакомить его родителей (законных представителей) с Уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 4.3. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке и включающим взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения, присмотра и ухода и определяющие режим работы группы. 4.4. Родительская плата за содержание детей в группе комбинированной направленности определяется в соответствии с действующим законодательством. 5. Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности 5.1. Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности определяется общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения и адаптированными основными образовательными программами для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей (возраста, структуры нарушения, уровня психического развития и т.п.). 5.2. На каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья составляется индивидуальный образовательный маршрут. 5.3 Образовательный процесс в группе комбинированной направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие нормально развивающихся детей, детей с ОВЗ и выполнение федерального государственного образовательного стандарта. 5.4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей 5.5. Организационными формами работы в группе комбинированной направленности являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2 – 3 ребенка), индивидуальные занятия. При необходимости в образовательном учреждении воспитанники с ОВЗ обеспечиваются индивидуальными занятиями с учителем – логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом. К работе с воспитанниками с ОВЗ привлекаются также медицинский и обслуживающий персонал. 5.6. При организации коррекционно – развивающего процесса в группе комбинированной направленности учитываются особенности психофизического состояния воспитанников. С целью профилактики переутомления чередуются занятия, требующие умственного напряжения с занятиями физкультурно – оздоровительной и эстетической направленности, выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), предусматривается в течение дня сбалансированное чередование специально организованных занятий, совместной с воспитателем деятельности и свободной, самостоятельной деятельности детей. 5.7. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки и продолжительность занятий определяется действующими нормами законодательства с учетом индивидуальных особенностей детей. Возраст детей Продолжительность организованной от 2 до 3-х от 3 до 4-х от 4-х до 5-ти от 5 до 6-ти от 6-ти до 7-ми не более 10 минут не более 15 минут не более 20 минут не более 25 минут не более 30 минут образовательной деятельности Максимально допустимый 30 и 40 минут соответственно объем образовательной 45 минут и 1,5 часа соответственно нагрузки в первой половине дня 5.8. Администрация ДОУ для осуществления комплексной деятельности имеет право запрашивать необходимую информацию у следующих организаций: здравоохранения, образовательных учреждений, социальной защиты. 5.9. Родителям (законным представителям) ребенка предоставляется возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса. 5.10 В конце каждого года обучения по результатам обследования психолого – педагогического консилиума ДОУ или ТПМПК воспитанников с ОВЗ даются рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка с ОВЗ. 6. Организация деятельности педагогического персонала 6.1. Деятельность учителя – дефектолога, учителя – логопеда. 6.1.1. Основными, ведущими специалистами, проводящими и координирующими коррекционно –педагогическую работу в группе, являются учитель – дефектолог, учитель – логопед. 6.1.2. Учитель – логопед (учитель – дефектолог): помогает педагогам группы комбинированной направленности в отборе содержания и методики проведения совместных занятий; консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, по вопросам организации коррекционно – педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; координирует коррекционную, психолого – педагогическую помощь детям с ОВЗ; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.). 6.1.3. Учитель – логопед (учитель – дефектолог) ведет образовательную и коррекционно – развивающую работу с воспитанниками с ОВЗ, в форме индивидуальной и подгрупповой деятельности. 6.2. Деятельность воспитателя. 6.2.1. Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе и в учреждениях реализующих общеобразовательные адаптированные программы. 6.2.2. Особенностями организации работы воспитателя группы комбинированной направленности являются: планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение образовательной деятельности как со всей группой детей, включая воспитанников ОВЗ, так и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ; планирование (совместно с узкими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированной образовательной программы детей с ООП; обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов; консультирование родителей (законных представителей) детей с ООП (в том числе адаптированных программ) по вопросам воспитания ребенка в семье. 6.3. Деятельность педагога – психолога 6.3.1. Деятельность педагога – психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы 6.3.2. В функции педагога – психолога входит: психологическое обследование воспитанников группы комбинированной направленности; участие в составлении индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ; проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно – психологической работы с воспитанниками группы комбинированной направленности; динамическое психолого – педагогическое изучение воспитанников группы комбинированной направленности; проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; консультирование персонала группы. 6.4. Деятельность музыкального руководителя. 6.4.1. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. 6.4.2. Особенностями работы музыкального руководителя в группе комбинированной направленности являются: взаимодействие со специалистами группы комбинированной направленности; по вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей; проведение образовательной деятельности со всеми воспитанниками группы комбинированной направленности (в том числе совместно с другими специалистами: педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.); консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. 6.5. Деятельность инструктора по физической культуре. 6.5.1. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. 6.5.2 В группе комбинированной направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает: проведение образовательной деятельности (в том числе совместно с другими специалистами) со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальный особенностей; планирование совместной деятельности воспитанников группы комбинированной направленности; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников. 7. Штаты, руководство и финансирование группы комбинированной направленности 7.1. Общее руководство работой группы комбинированной направленности, организацией деятельности педагогического и обслуживающего персонала осуществляется заведующим ДОУ 7.2. Расходы по организации групп комбинированной направленности осуществляются в пределах средств, предусмотренных бюджетом при формировании межбюджетных отношений на очередной финансовый год. 8. Документация Документами, регулирующими дошкольное образование детей дошкольного возраста в группе комбинированной направленности, являются: заявление родителей (законных представителей); коллегиальное заключение ТПМПК с указанием рекомендаций для детей с ОВЗ; приказ заведующего ДОУ об организации деятельности группы комбинированной направленности; адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основании основной образовательной программы ДОУ; рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом специфики работы группы комбинированной направленности; планирование образовательной деятельности группы комбинированной направленности; перспективный план коррекционной работы (групповой и индивидуальный) Приложение 1 Лист ознакомления с Положением о группах комбинированной направленности в МБДОУ – детском саду комбинированного вида № 376 С положением ознакомлен(а), инструкцию получил(а): Дата Должность Подпись Расшифровка