Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 376
620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71
E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376
Протокол № 4
от «31» мая 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 376
____________ Каличонок Н.А.
Приказ № 30-ОД
от «01» июня 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376
г. Екатеринбург
2022
Содержание
1. Общие положения. ................................................................................................................ 3
2. Цели и задачи группы комбинированной направленности ................................................. 4
3. Порядок создания группы комбинированной направленности .......................................... 5
4. Участники образовательного процесса в группе комбинированной направленности ....... 5
5. Организация образовательного процесса в группе комбинированной направленности ..6
6. Организация деятельности педагогического персонала...................................................... 7
7. Штаты, руководство и финансирование группы комбинированной направленности ..... 10
8. Документация ...................................................................................................................... 10
Приложение 1.......................................................................................................................... 11
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение (далее – Положение) регулирует деятельность групп
комбинированной направленности для детей дошкольного возраста, созданных в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад
комбинированного вида № 376 (далее – Учреждение), реализующем основную
образовательную программу дошкольного образования.
1.2 Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (далее –
группы
комбинированной направленности) создаются в целях реализации прав
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на получение
общедоступного
и
бесплатного
дошкольного
образования
по
основным
общеобразовательным программам дошкольного образования в условиях инклюзивного
образования.
1.3 В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование
здоровых детей, детей – инвалидов
государственным
стандартом
общеобразовательной
основной
дошкольного
программой
общеобразовательной
и детей с ОВЗ в соответствии с федеральным
образования
образовательного
программой,
а
(ФГОС
ДО),
учреждения,
также
с
основной
адаптированной
учетом
особенностей
психофизического развития детей с ОВЗ.
1.4. Нормативными основаниями для деятельности комбинированных групп является:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области";
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме
образовательной организации»
Приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «О утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования;
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми – инвалидами»;
Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 №ВК-457/07 «О введении ФГОС
ОВЗ»;
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 №ИР-533/07 «О коррекционном и
инклюзивном образовании»;
Письмо Министерства просвещения России от 20.02.2019 №ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 26 от
28.09.2020
«Об утверждении СП 2.4.3648-20 "Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
Устав МБДОУ.
1.5. Срок нахождения детей в группе комбинированной направленности определяется
ТПМПК.
2. Цели и задачи группы комбинированной направленности
2.1. Основной целью группы комбинированной направленности является создание
условий для социальной интеграции и развития детей с ОВЗ, реализации равных прав
детей на дошкольное образование, увеличение охвата детей дошкольным образованием.
2.2. При организации групп комбинированной направленности решаются следующие
задачи:
создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ;
реализация адаптированной программы на основе основной общеобразовательной
программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с
ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции
детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для
разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
интеллектуальное и личностное развитие детей всех категорий с учётом
индивидуальных особенностей;
становление у детей основ общечеловеческих ценностей, таких качеств как
доброжелательность, стремление к самостоятельной деятельности, общению, оказанию
помощи и поддержки, принятию;
подготовка родителей детей дошкольного возраста к толерантному восприятию
новой интеграционной модели организации жизни детей в детском саду;
оказание помощи и поддержки родителям детей с ОВЗ в вопросах коррекционно-
развивающего обучения, организации общения со сверстниками, нормализации детско –
родительских отношений.
3. Порядок создания группы комбинированной направленности
3.1. Группа комбинированной направленности в ДОУ создаётся
приказом по детскому
саду.
3.2. Порядок комплектования группы комбинированной направленности осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Прием детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности может проводиться в
течение всего года при наличии свободных мест.
3.4.
Перевод
детей
из
группы
комбинированной
направленности
в
группы
общеразвивающей направленности возможен на основании заявления родителей
(законных представителей) и заключения ТПМПК для детей с ОВЗ.
3.5. Группы комбинированной направленности создаются в учреждении для детей в
возрасте от 2 до 7 (8) лет.
3.6. Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является:
письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего
МБДОУ;
заключение ТПМПК для детей с ОВЗ
В группу комбинированной направленности нормально развивающихся детей принимают
по правилам комплектования групп общеразвивающей направленности.
3.7. В группы зачисляются дети одинакового возраста. В случае необходимости
допускается комплектование разновозрастных групп.
3.8. Предельная наполняемость групп комбинированной направленности установлена в
Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного
образования и регламентируется муниципальным заданием.
4. Участники образовательного процесса в группе комбинированной
направленности
4.1. Участниками образовательного процесса группы комбинированной направленности
являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники и
узкие специалисты ДОУ.
4.2. При приеме ребенка в группу комбинированной направленности руководитель обязан
ознакомить его родителей (законных представителей) с Уставом учреждения и другими
документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
4.3. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными
представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке и
включающим взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в
процессе воспитания и обучения, присмотра и ухода и определяющие режим работы
группы.
4.4. Родительская плата за содержание детей в группе комбинированной направленности
определяется в соответствии с действующим законодательством.
5. Организация образовательного процесса в группе комбинированной
направленности
5.1. Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности
определяется
общеобразовательной
программой
дошкольного
образовательного
учреждения и адаптированными основными образовательными программами для детей с
ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей (возраста, структуры нарушения, уровня
психического развития и т.п.).
5.2. На каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья составляется
индивидуальный образовательный маршрут.
5.3 Образовательный процесс в группе комбинированной направленности включает
гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное,
личностно-ориентированное развитие нормально развивающихся детей, детей с ОВЗ и
выполнение федерального государственного образовательного стандарта.
5.4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития
различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей
5.5. Организационными формами работы в группе комбинированной направленности
являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия
малыми подгруппами (по 2 – 3 ребенка), индивидуальные занятия. При необходимости в
образовательном учреждении воспитанники с ОВЗ обеспечиваются индивидуальными
занятиями с учителем – логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом. К
работе с воспитанниками с ОВЗ привлекаются также медицинский и обслуживающий
персонал.
5.6. При организации коррекционно – развивающего процесса в группе комбинированной
направленности учитываются особенности психофизического состояния воспитанников. С
целью профилактики переутомления чередуются занятия, требующие умственного
напряжения
с
занятиями
физкультурно
–
оздоровительной
и
эстетической
направленности, выделяется больше времени на проведение режимных моментов
(завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), предусматривается в течение дня
сбалансированное чередование специально организованных занятий, совместной с
воспитателем деятельности и свободной, самостоятельной деятельности детей.
5.7. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки и продолжительность
занятий
определяется
действующими
нормами
законодательства
с
учетом
индивидуальных особенностей детей.
Возраст детей
Продолжительность
организованной
от 2 до
3-х
от 3 до
4-х
от 4-х до
5-ти
от 5 до
6-ти
от 6-ти
до 7-ми
не более
10 минут
не более
15 минут
не более
20 минут
не более
25 минут
не более
30 минут
образовательной деятельности
Максимально допустимый
30 и 40 минут соответственно
объем образовательной
45 минут и 1,5 часа
соответственно
нагрузки в первой половине дня
5.8. Администрация ДОУ для осуществления комплексной деятельности имеет право
запрашивать необходимую информацию у следующих организаций: здравоохранения,
образовательных учреждений, социальной защиты.
5.9. Родителям (законным представителям) ребенка предоставляется возможность
ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
5.10 В конце каждого года обучения по результатам обследования психолого –
педагогического консилиума ДОУ или ТПМПК воспитанников с ОВЗ даются
рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка с ОВЗ.
6. Организация деятельности педагогического персонала
6.1. Деятельность учителя – дефектолога, учителя – логопеда.
6.1.1. Основными, ведущими специалистами, проводящими и координирующими
коррекционно –педагогическую работу в группе, являются учитель – дефектолог, учитель
– логопед.
6.1.2. Учитель – логопед (учитель – дефектолог):
помогает
педагогам
группы
комбинированной
направленности
в
отборе
содержания и методики проведения совместных занятий;
консультирует
воспитателей,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физической культуре, по вопросам организации коррекционно – педагогического
процесса и взаимодействия всех детей группы;
координирует коррекционную, психолого – педагогическую помощь детям с ОВЗ;
проводит
совместные
занятия
с
другими
специалистами
(музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре и др.).
6.1.3. Учитель – логопед (учитель – дефектолог) ведет образовательную и коррекционно –
развивающую работу с воспитанниками с ОВЗ, в форме индивидуальной и подгрупповой
деятельности.
6.2. Деятельность воспитателя.
6.2.1. Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности направлена на
создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально – волевой,
познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого
ребенка, его оздоровление. Коррекционно – педагогическое воздействие направлено на
преодоление и предупреждение нарушений развития, формирование компетенций,
необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе
и в учреждениях реализующих общеобразовательные адаптированные программы.
6.2.2. Особенностями организации работы воспитателя группы комбинированной
направленности являются:
планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и
проведение образовательной деятельности как со всей группой детей, включая
воспитанников ОВЗ, так и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ;
планирование (совместно с узкими специалистами) и организация совместной
деятельности всех воспитанников группы;
соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению
адаптированной образовательной программы детей с ООП;
обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом
рекомендаций специалистов;
консультирование родителей (законных представителей) детей с ООП (в том числе
адаптированных программ) по вопросам воспитания ребенка в семье.
6.3. Деятельность педагога – психолога
6.3.1. Деятельность педагога – психолога направлена на сохранение психического
здоровья каждого воспитанника группы
6.3.2. В функции педагога – психолога входит:
психологическое
обследование
воспитанников
группы
комбинированной
направленности;
участие в составлении индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ;
проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно – психологической
работы с воспитанниками группы комбинированной направленности;
динамическое психолого – педагогическое изучение воспитанников группы
комбинированной направленности;
проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания
ребенка в семье;
осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
консультирование персонала группы.
6.4. Деятельность музыкального руководителя.
6.4.1. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.
6.4.2. Особенностями работы музыкального руководителя в группе комбинированной
направленности являются:
взаимодействие со специалистами группы комбинированной направленности; по
вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей;
проведение образовательной деятельности со всеми воспитанниками группы
комбинированной направленности (в том числе совместно с другими специалистами:
педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.);
консультирование
родителей
по
использованию
в
воспитании
ребенка
музыкальных средств.
6.5. Деятельность инструктора по физической культуре.
6.5.1. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и
укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа
жизни.
6.5.2 В группе комбинированной направленности организация работы инструктора по
физической культуре предусматривает:
проведение образовательной деятельности (в том числе совместно с другими
специалистами) со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и
индивидуальный особенностей;
планирование совместной деятельности воспитанников группы комбинированной
направленности;
подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического
воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
регулирование (совместно
с
медицинскими
работниками
образовательного
учреждения) физической нагрузки на воспитанников.
7. Штаты, руководство и финансирование группы комбинированной
направленности
7.1. Общее руководство работой группы комбинированной направленности, организацией
деятельности педагогического и обслуживающего персонала осуществляется заведующим
ДОУ
7.2. Расходы по организации групп комбинированной направленности осуществляются в
пределах средств, предусмотренных бюджетом при формировании межбюджетных
отношений на очередной финансовый год.
8. Документация
Документами, регулирующими дошкольное образование детей дошкольного возраста в
группе комбинированной направленности, являются:
заявление родителей (законных представителей);
коллегиальное заключение ТПМПК с указанием рекомендаций для детей с ОВЗ;
приказ заведующего ДОУ об организации деятельности группы комбинированной
направленности;
адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основании
основной образовательной программы ДОУ;
рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом
специфики работы группы комбинированной направленности;
планирование
образовательной
деятельности
группы
комбинированной
направленности;
перспективный план коррекционной работы (групповой и индивидуальный)
Приложение 1
Лист ознакомления с Положением о группах комбинированной направленности в
МБДОУ – детском саду комбинированного вида № 376
С положением ознакомлен(а), инструкцию получил(а):
Дата
Должность
Подпись
Расшифровка