Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 376
620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71
E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376
Протокол № 4
от «31» мая 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 376
____________ Каличонок Н.А.
Приказ № 30 – ОД
от «01» июня 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМБЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376
г. Екатеринбург
2022
Содержание
1.
Общие положения .............................................................................................................. 3
2.
Цель и задачи инклюзивного образования ....................................................................... 4
3.
Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ ........................................................... 5
4.
Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 6
5.
Содержание инклюзивного образования в ДОУ .............................................................. 9
6.
Документация по организации инклюзивногообразования ........................................... 10
7.
Участники инклюзивного образования в детском саду ................................................. 11
8.
Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ ........................................ 12
9.
Заключительные положения............................................................................................ 13
2
1. Общие положения
1.1. Настоящее
Положение
об
организации
инклюзивного
образования
в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад
комбинированного вида № 376 (далее – ДОУ) разработано в соответствии с
нормативными документами:
Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в
Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года;
Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»с изменениями на 11 июня 2021 года;
Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года;
Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ определяет
цели,
задачи
и
принципы
инклюзивного
образования
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень
документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав
участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и
индивидуальных возможностей
в
дошкольном образовательном
учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
для получения без дискриминации качественного образования;
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
3
для
оказания
ранней
коррекционной
помощи
на
основе
специальных
педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в
максимальной степени, способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности для социального развития.
1.5. Образовательные
услуги
инклюзивного
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
без барьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы
для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;
обеспечение
индивидуального
педагогического
подхода
к
ребенку
с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности
нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения
вДОУ;
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения
воспитанников
с
ОВЗ
образовательных условий,
коррекции
развития,
волевой
эмоционально-
с
целью
особенностей
сферы,
создания
их
специальных
психофизического
активизации
познавательной
деятельности, формирования социальныхнавыков и компетенций;
формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
формирование междисциплинарной
команды
специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов,
форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей
4
обучения:
полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную
деятельность,
наряду
со
сверстниками,
не
имеющими
нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом
ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития
ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и
осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника;
принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании
социально-активной
личности
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья; принцип активного включения в образовательную
деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью
достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые
помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и
средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их
диагностирования для составления индивидуального образовательного маршрута
на каждого конкретного ребенка; принцип вариативности предполагает наличие
вариативной развивающей, образовательной без барьерной среды, методической
базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в
дошкольном образовательном
учреждении;
принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными
5
представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;
принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении
4.1. Согласно ст. 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов,
специальных
электронных
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника),
оказывающего
воспитанникам
необходимую
техническую
помощь,
проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Обучение
для
воспитанников
с
ОВЗ
осуществляется
в
соответствии
с
адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение
ребенка
по адаптированной
основной
образовательной
программе
(см.
Приложение 1);
заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии
о
подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих
психолого- педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение
6
договора междуДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического
обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа
выносится
заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии
о
возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку
ведущим
специалистом
программы
с
выявленными
возможностямивоспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в группах
общеразвивающей и комбинированной (для детей с нарушениями слуха, с нарушениями
речи) направленности в общем социуме со всеми воспитанниками ДОУ, с учетом
возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и
физиологическим особенностям детей
4.6. Количество воспитанников в группах инклюзивного образования не должно
превышать 5 воспитанников – это могут быть дети с:
с тяжелыми нарушениями речи;
дети
с
нарушениями
слуха
(глухие,
слабослышащие,
кохлеарноимплантированные);
слабовидящие;
с амблиопией, косоглазием;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психоречевого развития;
с умственной отсталостью легкой степени;
с расстройствами аутистического спектра;
со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития).
4.7. При комплектовании групп воспитанниками с ОВЗ не допускается смешение более 3
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
4.8. При объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются
направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и
7
возможности их одновременной реализации в одной группе.
4.9. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей, комбинированной
направленности ДОУ (дозирование
времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения,
индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.10. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в
дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть
применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.11. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся
в
особой
организации
коррекционно-педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических,
технических);
по
реализации
коррекционно-педагогической
деятельности
педагогами
и
педагогам-психологами, его психологическое сопровождение;
по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической
исоциальной помощи;
по привлечению родителей
(законных представителей)
в
коррекционно-
педагогическую деятельность.
4.12. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной
образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ,
заключения ТПМПК.
4.13. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
4.14. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.15. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым
8
планом ДОУ.
4.16. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.17. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью
организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых
результатов.
4.18. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их педагогической
компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в
образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у
них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного
обучения в ДОУ.
4.19. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно
образовательной
деятельности,
которое
определяется
ДОУ
в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.20. Общее психолого – педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ТПМПК.
4.21. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.22. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на
ТПМПК
(психолого-медико-педагогическую
комиссию)
для
определения
формы
обучения в школе(общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
беседы и чтение художественной литературы;
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
9
индивидуальные занятия со специалистами;
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
проведение режимных моментов образовательной деятельности;
формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:
тематические родительские собрания и консультации;
доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
работы;
посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие
в
себя
игры,
консультирование родителей
обсуждение
волнующих
творческие
занятия,
специалистами
родителей
по
музыкальные
интересующим
проблемы,
занятия,
вопросам,
информационная
и
психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель (тьютор)/педагог - психолог разрабатывает и ведет следующие
документы в ДОУ:
индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
график индивидуальных занятий;
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
10
индивидуальный план коррекционной работы;
лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.3 Учитель – дефектолог разрабатывает и ведет следующую документацию:
индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий;
график индивидуальных занятий;
расписание индивидуальных занятий;
план взаимодействия со специалистами;
мониторинг;
карта сурдопедагогического обследования.
6.3. Учитель – логопед разрабатывает и ведет документацию:
индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий;
график индивидуальных занятий;
расписание индивидуальных занятий;
план взаимодействия со специалистами;
мониторинг;
речевая карта.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого –педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками
инклюзивного
образования
в
дошкольном
учрежденииявляются:
ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
родители (законные представители) воспитанников;
11
образовательном
воспитатель;
учитель – дефектолог;
педагог – психолог;
учитель – логопед;
ассистент (помощник);
тьютор;
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике
детей
с
ОВЗ
и
детей-инвалидов
и
консультируют
их родителей
(законных
представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основными
специалистами, проводящим и
координирующим
коррекционно-
образовательную работу в группе детей с ОВЗ, являются учитель – дефектолог и учитель
–логопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия с детьми ОВЗ строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками
12
сОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
взаимодействовать
в
рамках
своей
компетентности
с
учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с
ОВЗ;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние
ихздоровья;
педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним
людям, неимеющим отношения к реализации АООП;
педагогические
работники
несут
ответственность
за
неисполнение
или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами.
9.
Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
кПоложению принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
13