Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 376 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71 E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376 Протокол № 4 от «31» мая 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 ____________ Каличонок Н.А. Приказ № 30 – ОД от «01» июня 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМБЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376 г. Екатеринбург 2022 Содержание 1. Общие положения .............................................................................................................. 3 2. Цель и задачи инклюзивного образования ....................................................................... 4 3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ ........................................................... 5 4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 6 5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ .............................................................. 9 6. Документация по организации инклюзивногообразования ........................................... 10 7. Участники инклюзивного образования в детском саду ................................................. 11 8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ ........................................ 12 9. Заключительные положения............................................................................................ 13 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад комбинированного вида № 376 (далее – ДОУ) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года; Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»с изменениями на 11 июня 2021 года; Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года; Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения. 1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности. 1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении. 1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия: для получения без дискриминации качественного образования; для коррекции нарушений развития и социальной адаптации; 3 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в максимальной степени, способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности для социального развития. 1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно. 2. Цель и задачи инклюзивного образования 2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства без барьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 2.2. Задачи инклюзивного обучения включают: разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения; обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения вДОУ; создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ образовательных условий, коррекции развития, волевой эмоционально- с целью особенностей сферы, создания их специальных психофизического активизации познавательной деятельности, формирования социальныхнавыков и компетенций; формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей 4 обучения: полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.; частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии; 3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления индивидуального образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной без барьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными 5 представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка; принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. 4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 4.1. Согласно ст. 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. 4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь: заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1); заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенокинвалид». 4.4. Этапы реализации инклюзивного образования: предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение 6 договора междуДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностямивоспитанников с ОВЗ. 4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в группах общеразвивающей и комбинированной (для детей с нарушениями слуха, с нарушениями речи) направленности в общем социуме со всеми воспитанниками ДОУ, с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей 4.6. Количество воспитанников в группах инклюзивного образования не должно превышать 5 воспитанников – это могут быть дети с: с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, кохлеарноимплантированные); слабовидящие; с амблиопией, косоглазием; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психоречевого развития; с умственной отсталостью легкой степени; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития). 4.7. При комплектовании групп воспитанниками с ОВЗ не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; 4.8. При объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и 7 возможности их одновременной реализации в одной группе. 4.9. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу общеразвивающей, комбинированной направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия). 4.10. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 4.11. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия: по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогам-психологами, его психологическое сопровождение; по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической исоциальной помощи; по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно- педагогическую деятельность. 4.12. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения ТПМПК. 4.13. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 4.14. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 4.15. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым 8 планом ДОУ. 4.16. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 4.17. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов. 4.18. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ. 4.19. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.20. Общее психолого – педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ТПМПК. 4.21. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ. 4.22. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ТПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе(общеобразовательной или специальной коррекционной). 5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ 5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: беседы и чтение художественной литературы; моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; 9 индивидуальные занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; проведение режимных моментов образовательной деятельности; формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. 5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: тематические родительские собрания и консультации; доступная информация о работе по инклюзии. 5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, консультирование родителей обсуждение волнующих творческие занятия, специалистами родителей по музыкальные интересующим проблемы, занятия, вопросам, информационная и психологическая поддержка. 6. Документация по организации инклюзивного образования 6.1. Воспитатель (тьютор)/педагог - психолог разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ: индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; график индивидуальных занятий; мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 6.2. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; 10 индивидуальный план коррекционной работы; лист коррекционных (индивидуальных) занятий; журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников. 6.3 Учитель – дефектолог разрабатывает и ведет следующую документацию: индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий; график индивидуальных занятий; расписание индивидуальных занятий; план взаимодействия со специалистами; мониторинг; карта сурдопедагогического обследования. 6.3. Учитель – логопед разрабатывает и ведет документацию: индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий; график индивидуальных занятий; расписание индивидуальных занятий; план взаимодействия со специалистами; мониторинг; речевая карта. 6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях психолого –педагогического консилиума. 7. Участники инклюзивного образования в детском саду 7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном учрежденииявляются: ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; родители (законные представители) воспитанников; 11 образовательном воспитатель; учитель – дефектолог; педагог – психолог; учитель – логопед; ассистент (помощник); тьютор; 7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации. 7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения. 7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения. 7.5. Основными специалистами, проводящим и координирующим коррекционно- образовательную работу в группе детей с ОВЗ, являются учитель – дефектолог и учитель –логопед. 7.6. Специалисты детского сада проводят занятия с детьми ОВЗ строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ 8.1. Администрация ДОУ: проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками 12 сОВЗ. 8.2. Педагоги обязаны: организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние ихздоровья; педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, неимеющим отношения к реализации АООП; педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения кПоложению принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 13