Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 376
620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 57а, тел \ факс (343) 350-69-71
E-mail: mdou376@eduekb.ru Сайт http://376.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376
Протокол № 4
от «31» мая 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 376
____________ Каличонок Н.А.
Приказ № 30 – ОД
от «01» июня 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 376
г. Екатеринбург
2022
Содержание
1.
Общие положения .............................................................................................................. 3
2.
Организация наставничества ............................................................................................. 3
3.
Руководство наставничеством........................................................................................... 7
4.
Права и обязанности наставника ....................................................................................... 8
5.
Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество .....9
6.
Документы, регламентирующие наставничество ........................................................... 10
2
1.
1.1.
Общие положения
Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 определяет цели, задачи и порядок
осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с
нормативно правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2.
Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального
становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3.
Целями наставничества являются:
оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
кадрового ядра.
1.4.
Задачами наставничества являются:
ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их
способности
самостоятельно,
качественно
и
ответственно
выполнять
должностные обязанности;
адаптация работников к условиям осуществления трудовой деятельности,
приобщение к корпоративной культуре;
развитие
у
работников
интереса
к
осуществляемой
профессиональной
деятельности;
развитие профессионально значимых качеств личности;
формирование активной гражданской и жизненной позиции;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
2.
2.1.
Организация наставничества
Наставничество устанавливается над следующими сотрудниками:
впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения
должностных
обязанностей,
в
том
числе
выпускниками
профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования;
3
принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности
(профессии);
переведенными
(назначенными)
на
другую
должность
(профессию),
если
выполнение ими новых должностных обязанностей требует расширения и
углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических
навыков.
2.2.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников, обладающих
высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к
воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих стаж работы
в организации и опыт работы по профессии (специальности, направлению подготовки) не
менее пяти лет.
К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны организации.
2.3.
Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.4.
Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
2.5.
Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.6.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных
дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.7.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом руководителя
организации.
2.8.
Замена наставника осуществляется приказом организации и производится в
следующих случаях:
4
-прекращение трудового договора с наставником;
перевод
наставника
или
лица,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное
подразделение организации;
просьба
наставника
или
лица,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
возникновение
иных
обстоятельств,
препятствующих
осуществлению
наставничества.
2.9.
Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.10. Исходя
из
потребности
лица,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем
его
начальной
подготовки
и
опытом
работы
наставник
составляет
индивидуальный план прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,
с
должностными
обязанностями,
квалификационными
требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
5
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
2.11. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом организации.
2.12. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
2.13. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении
которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от
выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной
платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по
индивидуальному плану.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в
том
числе содержащий
рекомендации по
его
дальнейшему
профессиональному развитию.
2.15. Результатами эффективной работы наставника считаются:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и
иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей,
умение
применять
полученные
теоретические
должностных обязанностей;
6
знания
при
выполнении
положительная
мотивация
к
профессиональной
деятельности
и
профессиональному развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.16. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации;
объявление благодарности, награждение грамотой организации;
помещение фотографии наставника на доску почета организации;
2.17. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3.
3.1.
Руководство наставничеством
заведующий ДОУ представляет назначенного молодого специалиста педагогам,
объявляет приказ о закреплении за ним наставника.
3.2.
Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
старшего воспитателя.
3.3.
Старший воспитатель обязан:
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его
наставника;
посещать
отдельные
занятия,
организованные
наставником
и
молодым
и
методам
специалистом;
организовать
обучение
наставников
передовым
формам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми специалистами;
7
изучать обобщать и распространять положительный опыт наставничества в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
вносить предложения о применении мер поощрения наставников;
рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
систематически заслушивать отчеты молодого специалиста и наставника.
Права и обязанности наставника
4.
4.1.
Наставник имеет право:
привлекать с согласия старшего воспитателя других работников для оказания
помощи молодому специалисту;
требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в
письменной форме.
4.2.
Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,
высоких
профессиональных
и
морально-психологических
качеств;
оказывать
содействие
лицу,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество, в исполнении его должностных обязанностей, ознакомлении с
основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в
организации, основами корпоративной культуры;
оказывать
содействие
лицу,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество, в изучении законодательства Российской Федерации и локальных
нормативных актов организации, регламентирующих исполнение должностных
обязанностей лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения
своих должностных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
8
передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный
опыт
профессионального
мастерства,
обучать
наиболее
рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную
работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах
соблюдения норм профессиональной этики;
периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации лица, в
отношении
которого
осуществляется
наставничество,
его
дисциплине
и
поведении, результатах профессионального становления;
по итогам учебного года подводить итоги профессиональной адаптации молодого
специалиста, давать предложения по его дальнейшей работе.
5.
Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество
5.1.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться
имеющимся
оборудованием,
инструментами,
материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях
исполнения своих должностных обязанностей и прохождения наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями;
обращаться к старшему воспитателю или заведующему ДОУ с ходатайством о
замене наставника;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
защищать свою профессиональную честь и достоинство.
5.2.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
9
изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации
и
руководствоваться
ими
при
исполнении
должностных
обязанностей;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных
обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
не совершать поступков, которые могут нанести вред авторитету коллектива
организации;
участвовать в общественной жизни коллектива организации;
периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим
воспитателем.
6. Документы, регламентирующие наставничество
6.1. К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:
положение о системе наставничества;
приказ
руководителя
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность, об организации наставничества, или иной локальный нормативный
акт;
план работы Школы молодого педагога;
протоколы заседаний Школы молодого педагога;
10
протоколы заседаний педагогического совета, малого аппаратного совещания при
старшем воспитателе, на которых рассматривались вопросы наставничества или
была организована работа наставника с молодым специалистом.
11