Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 376 620075 г. Екатеринбург, ул. Бажова 57А, тел/факс: 350-61-79, е-mail: mdou376@eduekb.ru, сайт: https://376.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУдетский сад комбинированного вида № 376 Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376 ____________ Каличонок Н.А. Приказ № 44-ОД от «31» августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОВОРУШКИ-ТОПОТУШКИ» (ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ) Срок реализации программы 2 год. Разработали: Матушкина Ольга Дмитриевна учитель-дефектолог, Камнева Ольга Олеговна учитель-логопед г. Екатеринбург 2022 г. Содержание 1. Комплекс основных характеристик Стр. 3 1.1 Пояснительная записка Стр. 3 1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы Стр. 4 1.3 Содержание общеразвивающей программы Стр. 5 1.4 Планируемые результаты Стр. 7 2. Комплекс организационно-педагогических условий Стр.8 2.1 Условия реализации программы Стр. 8 2.2 Формы контроля и оценочного материала Стр. 10 3. Литература Стр. 13 1. Комплекс основных характеристик 1.1 Пояснительная записка Программа разработана в соответствие с нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП. 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.); 4. Профессиональным стандартом (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544Н); 5. Устав МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 376 6. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; Направленность программы Программа «Говорушки-Топотушки» направлена на развитие речевого аппарата и собственно речи, двигательное развитие (артикуляционная моторика, мелкая и крупная моторика, чувство ритма, зрительно-моторная координация), на укрепление физического здоровья и общее благополучное психическое развитие ребёнка. Актуальность С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка (сенсорное, двигательное, когнитивное), совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что благотворно влияет на весь организм ребенка. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе: алалию, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как она создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В непосредственную образовательную деятельность по логоритмике вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Отличительные особенности программа является то, что она предусматривает логопедическое воздействие на детей раннего возраста. Традиционно учителя-логопеды работают в ДОУ с детьми 5- 7 лет. Они устраняют сформировавшиеся у ребенка недостатки в речевом развитии. Мы считаем целесообразным оказывать логопедическое воздействие на детей с 3-летнего возраста с целью профилактики речевых расстройств и предотвращения тяжелых нарушений речи. Программа по логоритмике, полностью соответствует включает тематическому планированию работу соответствии с над формированием возрастными и образовательной коммуникативной индивидуальными деятельности компетенции особенностями ДОУ, детей детей. в На логоритмических занятиях реализуются здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности развития детей. Знание возрастных особенностей поможет педагогу лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметамизаместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться нагляднодейственное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Адресат дети в возрасте с 2-3 лет, 3-4 лет Режим занятий 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия для группы детей 1 года обучения –10 минут, для 2-го – 15 минут. Объем программа рассчитана на 2 учебных года, обучения (сентябрь-май) Срок освоения 2 года Формы обучения - групповая Виды занятий игровые тренинги с сюжетно-тематической организацией Формы подведения результатов 1. Практические занятия. 1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы. Цель: Цель программы – проводить профилактику нарушений речи, способствовать развитию речи и моторики детей младшего ритмическое, дошкольного возраста; осуществлять музыкально- интеллектуальное и физическое Задачи: Общее развитие • развитие интеллекта • развитие слухового внимания • развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий • стимуляция к творческому проявлению себя • развитие эмоциональной отзывчивости • формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллективе Музыкальное развитие • развитие чувства ритма • развитие координации между ритмом, словом, движением • развитие вокально-интонационных данных • формирование музыкально-эстетических представлений • знакомство с элементарными и детскими музыкальными инструментами Физическое развитие • развитие разных групп мышц • выработка правильной осанки • развитие умения контролировать свой мышечный тонус развитие. • развитие общей и мелкой моторики • развитие координации • развитие навыков основных движений: шаг, бег, ходьба, прыжки, «пружинки» Развитие речи • развитие правильного дыхания • развитие мимики и артикуляции • развитие форм и функций речи • пополнение пассивного и активного словаря детей • автоматизация произношения звуков, букв, слогов, слов • развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе (в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания – в логопедических распевках ). 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план Учебно-тематический план для детей 2-3 лет Месяц месяц № пп Название занятия октябрь 1-2 Встреча с белочкой в осеннем лесу 3-4 Сидит белка на тележке 4 Кто грибок найдет? 5 Гости 6 В огороде заинька 7-8 Зайкина капустка 9-10 Лучшая игра 11-12 Утенок и его друзья 13 Про кота 14 Кот Василий 15 Кот и кошка 16 Утки – беленькие грудки Ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 17-18 Зайчик в гостях у ребят 19-20 Зайкин дом 21-22 Белкина помощница 23-24 Чудо-елка 25-26 Подарки Дедушки Мороза 27-28 Птичья елка 29-30 Мороз и птички 31-32 Танюшка 33-34 Вкусная каша 35-36 Аленушка и лошадки 37-38 Лошадка 39-40 Капризная внучка 41-42 Хозяюшка 43-44 Котенок и щенок 45-46 Про собачку 47-48 Таня пропала 49-50 Верные друзья 51-52 Про петушка 53-54 Уточка и курочка 55-56 Цыплячий переполох 57-58 Радуга- горка 59-60 Майский день 61-62 Про зеленую лягкшку 63-64 После дождя Учебно-тематический план для детей 3-4 лет Месяц № занятия Название занятия октябрь 1-2 Под грибком 3-4 Осенние листья 5-6 Осень в лесу 7-8 Веселый огород 9-10 Репка 11-12 Осенние подарки 13-14 До свиданья, птицы! 15-16 Холодно! 17-18 Зима в лесу 19-20 Дед Мороз спешит на елку 21-22 Украшаем елочку 23-24 Наступает Новый год 25-26 Новогодний праздник в лесу 27-28 Рукавичка 29-30 Снеговик 31-32 Кошка и котята 33-34 Котята и щенок 35-36 У бабушки в гостях 37-38 Как снеговики солнце искали 39-40 Армейская карусель 41-42 Как цыплята солнце будили 43-44 Новая столовая 45-46 В гости к нам пришли матрешки 47-48 Весеннее солнышко ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 49-50 Весенняя капель 51-52 Прилетайте, птицы! 53-54 Весенний ручеек 55-56 Кораблик 57-58 Утренние лучи 59-60 Петушок и его семья 61-62 Колечко 63-64 Бобровый пруд Календарный план Группы Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май всего /месяц 2016г 2016г 2016г 2017 2017 2017 2017 2017 Кол-во 8 8 8 8 8 8 8 8 64 8 8 8 8 8 8 8 8 64 занятий в 1 младшей группе ( дети 2-3 лет) Кол-во занятий во 2 младшей группе ( дети 3-4 лет) 1.4 Планируемые результаты К концу 1 года обучения дети должны уметь: • Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально- образных играх и гимнастике. • Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. • Понимать сущность заданий. • Общаться в диалоге с педагогом. • Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. • Стараться произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом. • Знать и стараться выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих движений. • Уметь извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знать их названия и тембры. К концу 2 года обучения дети должны уметь: • Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике. • Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. • Понимать сущность заданий. • Общаться в диалоге с педагогом. • Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом). • Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом. • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму. • Уметь извлекать звук из гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры, задействовать их для развития мышц губ, дыхания. • Применять музыкальные инструменты, воспринимая не как игрушку. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Логоритмические занятия целесообразно проводить в музыкальном зале Музыкальные инструменты: рояль или фортепиано колокольчики бубны малые и большие шумелки марокасы (погремушки) Литература: методическая литература музыкальная литература практическая литература для пальчиковых, речевых и подвижных игр CD и аудиозаписи, флэшносители Картотеки: Подвижных игр с разным уровнем интенсивности (в группе и на улице) Хороводных игр Народных игр Схем (моделей) танцев Дидактических игр на тему Игр валеологического содержания -Физкультминуток Считалок Загадок, поговорки, пословицы, стихи Пальчиковой гимнастики Дыхательной гимнастики Гимнастики для глаз Психогимнастики и адаптационных игр Утренней гимнастики Учебно-наглядный материал (по сезонам, по способу изображения – пиктограмма, рисунок, схема) Подборка художественно-литературного материала Технический средства обучения: Музыкальный центр Ноутбук Мышь Наглядные материалы: игрушки, атрибуты, оборудование – по содержанию занятий Мольберт фланелеграф Кадровое обеспечение № 1. Основные показатели Педагогические Полная информация работникиУчитель-дефектолог: 1 (должности, количество) Учитель-логопед: 1 2. Образование педагогов Высшее профессиональное: 2 3. Квалификационная категория Высшая категория- 2 2.2 Формы контроля и оценочные материалы Мониторинг В конце учебного года мониторинг проводится для определения уровня усвоения воспитанниками дополнительной образовательной программы. Мониторинг проводится в форме наблюдения.. Результаты мониторинга используются в дальнейшей деятельности для возможности коррекции учебно-тематического плана и анализа успешного взаимодействия педагога и воспитанников. Критерии оценки на данном этапе: Навыки сформированы/ сформированы частично/ не сформированы. Понятиями владеет/ владеет в неполной мере/ не владеет. Таблица 1 – для детей 2-3 лет . Таблица 2 – для детей 3-4 лет .. Таблица 1 № Маркеры наблюдения Фамилия, имя ребенка п/п Фиксация результата на начало и конец года н к н к н к н к н к н к н к н к 1 Умеет повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике 2 Определяет и выражает доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. 3 Умеет сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. 4 Понимает сущность заданий. 5 Общается в диалоге с педагогом 6 Проявляет знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. 7 Старается произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом 8 Знает и старается выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих движений. 9 Умеет извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знает их названия и тембры. Таблица 2 № Маркеры наблюдения Фамилия, имя ребенка п/п Фиксация результата на начало и конец года н к н к н к н к н к н к н к н к 1 Умеет повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике 2 Определяет и выражает доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. 3 Умеет сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. 4 Понимает сущность заданий. 5 Общается в диалоге с педагогом 6 Проявляет знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. 7. Умеет расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой (вместе с педагогом). 8. Умеет произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом 9. Знает выполняет пальчиковые фигуры, подражая педагогу, подчиняет действия музыкальному и речевому ритму. 10. Умеет извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знает их названия и тембры, задействует при этом мышцы губ. 11. Применяет музыкальные инструменты, воспринимая не как игрушку. Литература Список методической литературы 1. Аромштам М. Игры для детей раннего возраста // Дошкольное образование. № 2. 2001. 2. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. № 5. 1998. 3. Гаврина СЕ.и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997. 4. Гончарук Г. Мы мороза не боимся, а гуляем, веселимся // Дошкольное образование. № 47—48. 2000. 5. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства: 6 лекций/ Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. //Театр и искусство. 1914. 6. Емельянов В., Трифонова И. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры. СПб., 1999. 7. Зимина А. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М., 1998. 8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1982. 9. Карельская Е. Поможем Буратино говорить // Дошкольное воспитание. № 1. 1999. 10. Каука Р. Медвежонок Миша. Играем вместе с Мишей. М., 1997. 11. Каука Р. Медвежонок Миша. Поем и веселимся. М., 1999. 12. Кудрявцев В., Егоров Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000. 13. Лукина О. И притопывать ногами, и прищелкивать перстами... //Дошкольное образование. № 2. 1999. 14. Макшанцева Е. Скворушка. М., 1998. 15. Медникова Л. С. Развитие ритмической способности как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью // Север. Дети. Школа. Вып. 3. Архангельск, 2001. 16. Мешаллиди Ж. Сольфеджио. Подготовительная группа. СПб. 17. Мешаллиди Ж. Сольфеджио. Первый класс. СПб. 18. Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения // Дошкольное воспитание. № 5. 1999. 19. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 20. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Сост. Т.И. Та-рабарина, Н.В. Елкина. Ярославль, 1998. 21. Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т.В. Галанова. Ярославль, 1998. 22. Руденко В.И. Веселый детский сад. Ростов н/Д, 2000. 23. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999. 24. Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. СПб., 1999. 25. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи // Дошкольное воспитание. 1989. № 3. 26. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. СПб., 2000. 27. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб., 2000. 28. Франио Г. С, Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995. Список музыкальной литературы 1. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; - М, 2003 2. Вейс. П. Ступеньки в музыку; - М, 1982 3. Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л, Музыка в детском саду; -М, 1989 4. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная 5. пальчиковая гимнастика и подвижные игры; - СПб, 2005 6. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; - Ярославль, 2006 7. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; - М, 2005 8. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы; - М, 1991 9. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально - речевые игры; - М, 1993 10. Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого движения: Методическое пособие для музыкальных работников; - Ярославль, Академия Холдинг, 2000 11. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое пособие; - М, 2005 12. Франио. Г., Лифиц. И., Методическое пособие по ритмике; - М, 1995 13. Чибрикова - Луговская. Е.А., Ритмика: Методическое пособие; - М, 2001 14. Хрестоматия для фортепиано в ДМШ, вып.7; -М, 1993 15. ХТК, И.С.Бах. 16. Шуберт. Ф., Прекрасная мельничиха, - М, 2001 17. Шуман. Р., Альбом для юношества; - М, 1984 18. Шуман. Р., Карнавал, - М, 2001 Список практической литературы для пальчиковых, речевых и подвижных игр 1. Алябьева.Е.А., Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения; - М, 2005; 2. Бортникова. Е., Чудо-обучайка: Моторика / сер. Учись, играя; - Екатеринбург, Литур, 2005 3. Крупенчук. О.И., Ладушки: Пальчиковые игры для малышей; - СПб, 2005 4. Лопухина. И.С., Логопедия: Речь, Ритм, Движение; - СПб, 2006 5. ЛеШан; Когда ребёнок сводит вас с ума; - М, 1999 6. Самойленко. Е.К., Дидактические игры в детском саду: Методическое пособие для воспитателей; - Л, 1984 7. Соколова. Ю., Пальчиковые игры / сер. Божья коровка; - М, 2005 8. Соколова. Ю., Моторика / сер. Божья коровка; - М., 2005 9. Соколова. Ю., Речь и моторика / сер. Божья коровка; - М, 2005 10. Силберг. Д., 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет; - Минск, Попурри, 2006 11. Ткаченко. Т., Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков; - М, 2005 12. Ткаченко. Т., Пальчиковые игры и гимнастика; - М, 2005 13. Тимофеева. Е. Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006 14. Фельдчер. Ш, Либерман. С., 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет;- М, 1999 Список рекомендуемых CD и аудиозаписей Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет: «Мамины уроки», «Песенки-инсценировки», «Аэробика», «Азбука - потешка», «Весёлые уроки», «Катенька и кот», «Игровая гимнастика», «Гимнастика для малышей», «Абсолютный слух», «Золотые ворота», «Ёлка», «Наш оркестр», «Горелки», «Песенки и игры с пальчиками» №1, №2, «Игры для здоровья», «Сказочки - шумелки», «Ав - ав и мяу - мяу», «Музыкальный зоопарк», «Пять поросят», «Топ - топ»; Е.иС.Железновы; компания ДОМ: Развивалки.ru. Серия КЛАССИКА: К.Сен-Санс, «Карнавал животных»; «В.Моцарт.200% классической музыки: Симфонии, сонаты, концерты»; П.Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы фортепианных миниатюр; Э.Григ, «Симфонические сюиты»; «Симфонии Й.Гайдна от А до Я»; Сборник CD «Энциклопедия органной музыки»; Сборник CD «Золотая коллекция: И.С.Бах» CD «Учимся петь, играя» - русские народные и авторские песни С.Коротаевой, Ю.Слонова, Н.Суховой, И.Конвенан, М.Парцхаладзе. Программа реализуется с соблюдением Санитарно - эпидемиологических норм: требований к технике, освещению, продолжительности занятий. Выдержки из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1. Таблица 1 Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм) до 850 00 340 180 0 400 220 с 1000 - 1150 1 460 260 с 1150 - 1300 2 520 300 с 1300 - 1450 3 580 340 с 1450 - 1600 4 640 380 свыше 850 до 1000 6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. 6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий. VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений 7.3. Световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются шторы или жалюзи внутренние, межстекольные и наружные вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам. Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами. Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения. 7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение. 7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. 7.9. Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения. 7.10. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру. VIII. Требования к отоплению и вентиляции 8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. 8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. 8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C. 8.9. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров. 11.8. На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов. 11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. XII. Требования к организации физического воспитания 12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. 12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций 17.1. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.). Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут. Игрушки моют в специально выделенных, промаркированных емкостях. 17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке. 17.6. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью). 17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки). 17.12. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 °C) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе. Пенолатексныеворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала. 17.13. Игрушки моются ежедневно в конце дня. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается. XX. Требования к соблюдению санитарных правил 20.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель дошкольных образовательных организаций, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.