Кейс

19.06.2024

Описание кейса инклюзивной практики/психолого-педагогической технологии.

Краткое описание практики.

Инклюзивная практика «Содружество равных» является практикой включения воспитанников с ООП, в том числе воспитанников с ОВЗ, обучающихся в комбинированных группах, в воспитательно-образовательный процесс ДОУ посредством их непрерывного психолого-педагогического сопровождения педагогами ДОУ.

Кем, где и когда была первоначально разработана данная практика?

Коллективом ДОУ в 2022 г. была разработана Модель развития инклюзивного образования в МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376. В течение 2023 г. модель была взята за основу при организации воспитательно-образовательного процесса. На базе имеющегося материально-технического оснащения педагогическими работниками на принципах непрерывности, системности, индивидуального подхода, обеспечения положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, взаимодействия специалистов службы сопровождения (описание принципов смотри в Модель развития инклюзивного образования в МБДОУ -детский сад комбинированного вида № 376) осуществлялось сопровождение детей с ООП, в том числе и детей с ОВЗ.

Сфера применения практики: воспитательно-образовательный процесс в группах комбинированной направленности (занятия, календарные и тематические праздники и развлечения, спортивные мероприятия, проекты, экскурсии, участие в конкурсном движении и др.).

Возрастная категория: 3-7(8) лет.

Проблема, на решение которой направлена практика.

С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Статистика в МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376.

С ростом количества детей с ООП, в том числе и с ОВЗ, обозначилась проблема: как в условиях ДОУ организовать полноценное их взаимодействие со сверстниками и окружающей средой вне зависимости от здоровья и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Целевая группа, для которой применяется практика: дети с ООП, в том числе дети с ОВЗ, а также их родители (законные представители):

Дети с нарушениями слуха, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью.

Педагогические ценности практики.

Работа педагогического коллектива нашего детского сада с воспитанниками и их родителями базируется на принципе «Такие разные и такие одинаковые». Мы признаем индивидуальность и самоценность каждого ребенка в отдельности с его проявлениями характера, способностями и стартовыми возможностями.

И для каждого из них мы пытаемся создать равные стартовые возможности для получения образования.

Совместное обучение детей с ООП и нормотипичных детей возможно только при наличии специальных условий для организации инклюзии в ДОУ и следующих ценностных ориентиров:

- ценность личности ребенка не зависит от его способностей и достижений;

- каждый ребенок способен думать и чувствовать;

-каждый ребенок имеет право на общение и должен быть услышанным;

- все дети нуждаются в социальном взаимодействии, общении;

- успешное образование может осуществляться только в естественной среде, в контексте реальных человеческих взаимоотношений;

- все дети нуждаются в формировании жизненных навыков и социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности).

Реализаторы практики.

В реализации практики участвуют все педагоги, работающие с ребёнком: воспитатели групп комбинированной направленности, специалисты службы сопровождения учитель-логопед,  учитель-дефектолог, заместитель заведующего, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. В мероприятия практики включаются также родители (законные представители) воспитанников, начиная от согласования адаптированной образовательной программы на ребенка с ОВЗ и далее включаясь в мероприятия коррекционно-развивающей направленности и в воспитательно-образовательный процесс в целом.

Этапы, содержание профессиональных действий при реализации практики.

Для включения ребенка с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с одновременной коррекцией его развития в ходе этого процесса в ДОУ существует служба психолого-педагогического сопровождения.

Содержание работы каждого из специалистов обозначено в их должностных обязанностях, а также закреплено в локальных нормативных актах (Положение о психолого-педагогическом консилиуме).

Учитель-логопед, учитель-дефектолог проводят диагностический мониторинг, занимаются коррекцией  и           

развитием речи,         разрабатывают рекомендации         другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в

работе с детьми.

Музыкальный руководитель реализует образовательную программу ДОУ в части музыкального развития воспитанников.

Инструктор по физической культуре реализует образовательную программу ДОУ в части физического воспитания, занимается с детьми с ОВЗ адаптивной физической культурой.

Воспитатели организуют воспитательно-образовательный процесс в группе комбинированной направленности, включают детей с ОВЗ в совместную деятельность с другими детьми группы, осуществляют индивидуальную работу с детьми с ОВЗ согласно содержания адаптированной образовательной программы на конкретного ребенка, привлекают родителей к участию.

В  ДОУ выделяются следующие этапы по реализации инклюзивной практики:Хочу такой сайт

Диагностический этап включает в себя обследование ребенка специалистами  ДОУ, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса, в том числе до родителей ребенка.

Консультативно-проектировочный этап предполагает обсуждение возможных вариантов решения проблемы. На этом этапе специалисты службы сопровождения, а также воспитатели определяют наиболее эффективные методы  и  приёмы  коррекционной  работы,  составляют  адаптированную образовательную программу на ребенка, включая в содержание направления работы каждого из специалистов, направления работы с семьей воспитанника. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Деятельностный этап предполагает реализацию адаптированной образовательной программы. Каждый из специалистов осуществляет коррекционную работу в соответствии с определенными в адаптированной образовательной программе направлениями работы. Воспитатели работу с ребенком осуществляют в условиях комбинированной группы, применяя специальные методы и приемы (преподнесение материала небольшими  дозами, использование интересного и красочного материала и средств наглядности, использование методов, активизирующих познавательную деятельности и т. п.), вовлекая  ребенка в совместные виды деятельности с другими детьми, привлекая ребенка и его родителей (законных представителей) к участию тематических праздниках и развлечениях, в выставках, конкурсах и иных мероприятиях.

Аналитический этап предполагает анализ проделанной с ребенком работы специалистов службы сопровождения, сопоставление начальных и итоговых результатов коррекционно-развивающей работы, определение дальнейших действий (продолжение сопровождения или снятие ребенка с сопровождения специалистами, возможное привлечение других специалистов и т.п.).

В ходе всех вышеперечисленных этапов осуществляется консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители (законные представители) воспитанников являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организация взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ предполагает разработку рекомендаций в соответствии с индивидуальными особенностями развития их ребёнка, проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач, проведение открытых занятий, работа с детско-родительская парой.

У каждого специалиста в Плане годовой работы отражены направления взаимодействия с родителями воспитанников. Также у каждого специалиста есть своя страничка на сайте дошкольного учреждения (Учитель-логопед: родителям на заметку, учитель-дефектолог), на которой они выкладывают рекомендации, советы для родителей воспитанников.

Педагоги ДОУ постоянно повышают уровень сотрудничества детского сада и семьи за счет внедрения новых форм взаимодействия с родителями на основе использования компьютерных технологий. Это создание закрытых групп в Сферуме, ВКонтакте.

Условия, необходимые для реализации практики.

В ДОУ созданы необходимые условия для реализации практики.

Материально-технические условия.

Здание МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 376   - двухэтажное кирпичное здание со следующими характеристиками:

общая площадь здания – 1055,9  кв. м.,

общая площадь земельного участка – 4943  кв.м.;

площадь земельного участка, свободного от построек: 3887,1  кв.м.;

- вход в детский сад обеспечен тактильно-визуальными знаками: контрастная маркировка, план здания, таблички, выполненные шрифтом Брайля.

Помещение детского сада рассчитано на 6  групп, 2 из которых имеют вход с улицы. Остальные 4 групп имеют входы внутри здания и запасные выходы на случай экстренной эвакуации. Также в здании имеются кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет заместителя заведующего по административно- хозяйственной части,  музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога, кабинет дополнительного образования, медицинский блок, пищеблок, прачечная.

Здание оборудовано системой пожарной сигнализации, голосовой системой оповещения людей при пожаре, выводом сигнала на пульт управления пожарной охраны, первичными средствами пожаротушения. Имеется кнопка «тревожной сигнализации» с выходом на центральный пункт охраны.

В здании имеются центральное отопление, водоснабжение, канализация.

Объекты для проведения практических занятий.

Для полноценного осуществления воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразных видов игровой деятельности и двигательной активности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно- тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

Объектами для проведения практических занятий в ДОУ являются:

- групповые помещения;

- музыкальный зал.

В групповых помещениях детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Группы  оснащены  необходимым  современным  и  разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения (музыкальный центр, телевизор). Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Музыкальный зал предназначен для проведения организованной образовательной деятельности с группами детей всех возрастов, а также для индивидуальной и подгрупповой совместной деятельности музыкального руководителя с воспитанниками. В зале проходят праздники, развлечения, спектакли и др. мероприятия. В достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен электронным пианино, проектором, экраном, музыкальным центром.

На территории детского сада имеется 6 прогулочных. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой прогулочной площадки установлены крытые веранды. Прогулочные площадки оборудованы малыми игровыми формами. Спортивный участок оснащен спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья участвуют в воспитательно-образовательных мероприятиях наряду с нормотипичными детьми.

Психолого-педагогические условия.

В ДОУ созданы психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования, адаптированных образовательных программ, программ дополнительного образования детей и иных мероприятий.

Для детей с ОВЗ созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, для оказание ранней коррекционной помощи. Организованы занятия со специалистами  учителем – логопедом, учителем-дефектологом. В режиме дня предусмотрена индивидуальная работа воспитателя с детьми с ОВЗ по рекомендациям специалистов.

В ДОУ функционирует Консультационный пункт (подробная информация о работе Консультационного пункта находится на официальном сайте ДОУ в разделе «Консультационный пункт»). Целью деятельности Консультационного пункта является создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах развития, образования и воспитания.

С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения в ДОУ функционирует Психолого- педагогический консилиум. Организация работы консилиума осуществляется в соответствии с Положением о Психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».