МБДОУ № 376 Программа Шахматы для детей

Пояснительная записка
Модифицированная программа «Шахматы для детей» предназначена для детей
старшего дошкольного возраста и составлена на основе программы «Шахматы - школе»
под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО и обеспечена
УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы
И.Г.Сухиным).
Актуальность
Программа «Шахматы для детей» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в воспитанниках эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно
судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы
становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают
становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию
личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,
но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования
внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра
в
шахматы развивает
наглядно-образное
мышление, способствует
зарождению логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до
конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети,
вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно
влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на
первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
2

раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат
так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних
пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения
игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений,
поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость,
осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это
же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизировать,
и
концентрировать
внимание,
ценить
время,
сохранять
выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но
и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в
душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого,
шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент
развития их творческого мышления.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
 создание
условий
для
формирования
и
развития
ключевых
компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
 формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции).
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное
созерцание со стороны;
 Принцип доступности,
последовательности
и
системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
 принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
3

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний
план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной
доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
 Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим
арсеналом
шахмат,
вследствие
чего
формируется
следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный
метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и
эндшпиля.
 При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
 На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в
определенное количество ходов и т.д.).
 Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход
к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
 Практическая игра.
 Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
 Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
 Участие в турнирах и соревнованиях.


Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
дошкольникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые
шаги в мире шахмат. Воспитанники знакомятся с историей возникновения шахматной
4

игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной
доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не
только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых
возможностях и ограничениях. Кроме этого воспитанникам предлагаются темы для
самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др.,
занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных
знаний.
Результаты образовательной деятельности:
 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.
 Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
 Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На
основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный
процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной
обстановке либо в проигрывании партии с педагогом.
Содержание практического раздела программы
Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
 "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
 "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
 "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
 "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
5

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
 "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
 "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
 "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
 "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет";
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
 "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
 "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли
эти фигуры рядом в начальном положении.
 "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение",
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество,
легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
 "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
 "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
 "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
 "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся
под ударом черных фигур.
 "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
 "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
 "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника.
 "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
 "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
 "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
6


"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
 "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
 "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
 "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
 "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
 "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
 "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
 "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
 "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
 "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
 "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том,
как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
 "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.
К концу первого года обучения дети должны знать:
 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
 правильно помещать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать;
 объявлять шах;
 ставить мат;
 решать элементарные задачи на мат в один ход.


Примерное учебно-календарное планирование

№
1

Дата

1 год обучения (34 часа)
Тема урока
Шахматная доска (3ч.)
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

Кол-во часов
часов
1
7

2

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и
вертикали

1

3

Диагональ. Большие и короткие диагонали
Шахматные фигуры (20ч.)
Белые и черные фигуры
Виды шахматных фигур
Начальное положение
Ладья. Место ладьи в начальном положении
Ход ладьи
Слон. Место слона в начальном положении
Ход слона
Ладья против слона
Ферзь. Место ферзя в начальном положении
Ход ферзя
Ферзь против ладьи и слона
Конь. Место коня в начальном положении
Ход коня
Конь против ферзя, ладьи, слона
Пешка. Место пешки в начальном положении
Ход пешки
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня
Король. Место короля в начальном положении
Ход короля
Король против других фигур
Шах (2ч.)
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха

1

Открытый шах. Двойной шах
Мат (5ч.)
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.

1

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры)
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом
шахматных фигур.
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

1

Рокировка. Длинная и короткая рокировка
Шахматная партия (4ч.)
Игра всеми фигурами из начального положения
Общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта.
Демонстрация коротких партий.
Повторение программного материала.

1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1

Материально-техническое обеспечение




шахматные доски с набором шахматных фигур
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
шахматные часы
8





шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной
нотации
мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
Учебно – методическое обеспечение

1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное
возрождение, 2004.
7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное
возрождение, 2005.
Список литературы по программе
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие
для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ.
М.. ПОМАТУР.- 2000.
2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения
родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-наДону: «Феникс», 2002. - 224с.
6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс»
Днепропетровск. – 1996.
13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».