Как узнать, хорошо ли слышит ваш ребенок

01.01.2017

Для проверки нужны совсем простые приспособления: кастрюля; ложки, металлическая и деревянная; жестяная баночка из-под кофе, наполненная монетами; резиновые, с разной частотой звучания, игрушки. Шумите, гремите и  наблюдайте. Если реакции будут неясными или их вовсе не будет, насторожитесь. Это обследование не является достоверным, по нему нельзя поставить диагноз, но можно получить примерное представление о состоянии слуха ребенка.

Родители могут возразить: мой ребенок прекрасно слышит  музыку, он  в такт двигает ручками, когда я включаю музыкальный центр, а вы утверждаете, что у него потеря слуха. Конечно,  ребенок слышит музыку. Но по-другому. Колонки музыкального центра создают достаточно мощную вибрацию, она ощущается не только на слух, но и воспринимается телом, поэтому такой проверки недостаточно. Ребенок, имеющий потреб слуха, при этом слышит и не слышит.

После первого этапа проверки слуха должен последовать второй, даже если вы увидели реакцию на звучащие предметы: ваш малыш поворачивал голову или сжимал плечи при появлении звука, может быть искал его источник глазами.

Второй этап тоже не требует особенных технических средств. Наполните баночки из-под кофе манной крупой, рисом, сахарным песком, мелкими камешками, возьмите газету и фольгу. Трясите  банки, комкайте как можно громче газету и фольгу. И следите внимательно за ребенком. Если его поведение никак не изменилось, если он ни капельки не заинтересовался звуком, срочно идите к специалистам.

Проводя свои исследования, не забудьте самого главного: ребенок еще маленький, ему не понять важности задачи, не требуйте от него больше, чем он может. Проверка должна проводиться тогда, когда малыш не хочет спать, не голоден и готов общаться. Наиболее подходящее время – через 1-2 часа после утреннего кормления. Наблюдайте за ребенком, только не спешите с выводами. Эта работа не одного дня. Далее приводится таблица, разработанная специально длдя проверки слуха в домашних условиях.

«Методика трех баночек»

(И.В.Калмыков, Институт раннего вмешательства, Санкт-Петербург)

Звуковые стимулы

Расстояние до уха ребенка

Нормальная реакция на слух

от 0 до 6 мес.

От 6 мес. И старше

Манка

10 см

Не обязательно

Ориентировочная реакция (реакция на источник звука, нахождение его местоположения) на все стимулы

Гречка

10 см

Не обязательно

Ориентировочная реакция на все стимулы

Горох

10 см

Обязательно

Ориентировочная реакция на все стимулыХочу такой сайт

Высокочастотный стимул (резиновые игрушки)

10 см

Обязательно

Ориентировочная реакция на все стимулы

 

Если же вы все-таки видите, что реакции на звук нечеткие или зависят от расстояния между малышом и звучащим предметом, вам необходимо пройти специальное аудиологическое обследование у специалиста-сурдолога. Сейчас достаточно большой выбор различных диагностических центров, занимающихся обследование детей с нарушением слуха.

Комплекс обследования маленького ребенка должен включать в себя отоакустическую эмиссию, позволяющую судить о том, есть у ребенка снижение слуха или нет, и компьютерную аудиометрию, показывающую потерю слуха в высокочастотном диапазоне (от 2 до 4 кГц). Эти методы обследования являются объективными, т.е. не требующими активного участия ребенка. Но для постановки диагноза требуется проведение игровой тональной аудиометрии, показывающей потерю слуха во всем частотном диапазоне. Именно тональная аудиометрия необходима для окончательной постановки диагноза, подбора и настройки слухового аппарата.

Если специалисты установили диагноз «сенсоневральная тугоухость»

Никто из родителей, если в семье до этого не было прецедентов, не готов принять этот диагноз и поверить, что вылечить такую болезнь невозможно. Не теряйте времени зря, обращаясь к специалистам по нетрадиционной медицине и целителям. К сожалению, сенсоневральная тугоухость – это необратимое, т.е. не подлежащее исправлению при помощи операций или лекарств, стойкое нарушение слуха.  Очень трудно принять такое, но принять надо. Примите то, чтоваша жизнь отныне изменилась,  в нее вошли новые заботы, но будут и новые радости. Ваш ребенок не исключен из жизни, просто ему нужно помочь справиться со своим недугом. Он не слышит, позже сверстников научится говорить, ему будет очень трудно. Это – правда. Помогите своему малышу, научите его говорить и слушать, сделайте так, чтобы он не отстал в интеллектуальном развитии. И он вольется в мир слышащих людей.

Понимание этого приходит позже, поэтому лучше сразу займитесь ребенком. К нормальной абилитации ведет только один путь – сурдопедагогическая работа на базе правильного слухопротезирования. Другого не дано. Никакие свечи, прочищающие каналы, волшебные витамины не помогут. Из медицинского мира вам нужен специалист – сурдолог и хороший невропатолог, из педагогического – прежде всего вы сами, психолог, и, конечно, сурдопедагог.

Подбор слуховых аппаратов

В наше время рынок насыщен, если не сказать перенасыщен, различными слуховыми аппаратами. Возможности их разнообразны.

Что необходимо учитывать при выборе слухового аппарата?

  1. Слуховой аппарат должен обеспечивать максимальный комфорт.
  2. Иметь автоматическую регулировку усиления. Это специальная функция, позволяющая снижать уровень звукового давления, ослабляя слишком громкие звуки.
  3. Очень важно, насколько широк частотный диапазон передаваемых звуков, от этого  зависит, что будет слышать ребенок. Хорошо, елс это будет цифровой широкополосный аппарат – это даст возможность слышать очень значительный звуковой спектр, от шума волны до щебета птиц, различать звуки родного языка.

НУЖНО ЛИ ПРОТЕЗИРОВАТЬ БИНОУРАЛЬНО? Да, конечно. Протезирование обоих ушей качественно улучшает восприятие звуков, а значит, повышается разборчивость речи. В редких случаях нет необходимости в биноуральном протезировании, когда разница потери на левом и правом ушах очень велика.

НО ПОМНИТЕ: ПОДБОР И НАСТРОЙКА СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬСЯ ПОЭТАПНО, С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЛУХОВОСПРИЯТИЯ. 

 

Из книги:

Балышева Е.Н. Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».