01.01.2017
В «Федеральной программе развития образования» подчеркивается необходимость создания «условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования примерный «социальный портрет» ребенка дошкольника состоит из 9-ти пунктов. Наиболее актуальными для работы с детьми, имеющими нарушения слуха, являются пункты:
1. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) и т.д.
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях;
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
Умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9.Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Устная речь является одним из основных средств развития коммуникативности, так как она способствует адаптации слабослышащего ребенка в окружающей среде и общению его со сверстниками и взрослыми людьми.
В системе обучения и воспитания детей, страдающих нарушениями слуха, задача формирования устной речи (ее восприятия и воспроизведения) наиболее актуальная и первоочередная, так как ее реализация осуществляется в условиях, когда нарушено единство слуха и речи. Формирование у слабослышащих детей устной речи означает усвоение ими необходимого речевого материала (словаря, грамматических форм), а также усвоение прочной установки на общение с нормально слышащими людьми с помощью устного слова. Поскольку слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть устной речью, необходимо их специальное обучение.
Обучение речи ребенка с нарушениями слуха происходит в следующих условиях:
1. В самостоятельной и совместной с воспитателями деятельности речевой материал может восприниматься и усваиваться детьми непроизвольно. Педагог проводит коррекционную работу по развитию устной речи в свободной, непринужденной обстановке. Происходит живое общение с детьми в продолжение всего дня. В педагогической практике используются и искусственно созданные ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться с просьбой, вопросом к окружающим.
2. Формирование речи происходит и в организованных видах образовательной деятельности. Чем богаче и разнообразнее сама деятельность, тем более мотивированным является употребление речевых единиц.
3. Подбор речевого материала осуществляется не по фонетическому, а по коммуникативно-тематическому принципу.
4. Усвоение слов и фраз детьми происходит вначале в приближенном значении, в конкретно-коммуникативных ситуациях, а закрепление и автоматизация – в произвольных условиях, предлагаемых окружающим ребенка социумом и предметно – развивающей средой, которую грамотно организуют педагоги и родители.
5. Присутствие всех видов речевой деятельности в совокупности и в разнообразном сочетании друг с другом (говорение, чтение, письмо, слушание) в образовательной деятельности позволяет сделать процесс овладения устной речью слабослышащими детьми более эффективным. Содержание программы усложняется по мере поэтапного овладения речевым материалом.
6. Включение элементов фонетической ритмики в организованные виды деятельности по развитию речи позволяет задействовать различные способы восприятия ритма: зрительный, тактильный, слуховой. Фонетическая ритмика побуждает каждого ребенка принимать активное участие в образовательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизтрует речь.
7. Использование ролевых игр предоставляет широкую возможность в работе:
-тренировать и совершенствовать навыки успешной коммуникации взрослых и детей;
-восстанавливать нарушенные коммуникации детьми и взрослыми;
-лучше понимать и узнавать друг друга в процессе совместной деятельности;
-повышать самооценку ребенка за счет получения опыта успешных взаимодействий и достижений.
Условия, обеспечивающие эффективность работы по формированию устной речи у слабослышащих детей дошкольного возраста:
Светлый, просторный кабинет оборудован необходимой мебелью, столами и стульями, соответствующими возрасту и росту детей. Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы в детском саду является использование и развитие остаточного слуха слабослышащих детей. С этой целью кабинет оборудован комплектом звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, а также у каждого ребенка имеются индивидуальные слуховые аппараты на оба уха.
Обучение ведется по «Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития» (под ред. Л.А.Головчиц). В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной, при необходимости дактильной) в зависимости от намеченного поэтапного прохождения программного материала по речевому развитии:
Первый этап - первоначально намеченные программой речевые средства впервые предъявляются в условиях самостоятельной и неорганизованной деятельности детей. На этом этапе вся работа строится на максимальном использовании наглядности. Кабинет оборудован яркими и красочными наглядными пособиями, для каждой темы разработаны дидактические материалы, оформлены соответствующие таблички и картинки, разработаны дидактические игры ("Домашние и дикие животные", "Кто лишний?" и т.д.). В группе оформлен речевой уголок со сменной информацией.
Второй этап - требует от ребенка определенной речевой активности - ребенок учится в процессе осуществляемой им деятельности отражать в слове собственные впечатления и представления об окружающем мире.
Происходит первичная систематизация знаний, ребенок усваивает слова-названия группами, семьями.
Третий этап характеризуется тем, что ранее усвоенный детьми речевой материал встречается на организованных видах образовательной деятельности, где происходит его перегруппировка и более тщательная обработка звуковой, либо смысловой стороны.
На четвертом этапе уже известный ребенку речевой материал появляется в организованной образовательной деятельности в процессе работы над той или иной темой.
Для решения задач воспитательно-образовательной работы в детском саду созданы условия комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе сурдопедагога и воспитателей группы, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними.
Учтены права детей и родителей. С целью реализации информационного обеспечения родители постоянно информируются о продвижениях, успехах и трудностях в усвоении программы их ребенком.
Во время пребывания ребенка дома родители занимаются его воспитанием и обучением, ориентируясь на рекомендации сурдопедагога и воспитателей. Постоянно оказывается методическая помощь коллегам. Для формирования кадровых условий и в целях оказания методической помощи проводятся консультации и беседы с воспитателями по организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
1. Конституция РФ, Санкт-Петербург 2000.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект). 2010.
4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.-М.: 2007.
5. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Методическое пособие Под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д. Шматко.- М.; 2004.
6. Лещинский В.И. Учимся управлять собой и детьми. Просвещение. Москва.2000.
7. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах. М., 2001.
8. Психологическая реализация развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Школа гимназия №46. Пермь. 2000.
9. Речицкая Е.Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. М.; 2003
10. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 2001
11. Рахматшаева В.Д. Грамматика общения. (Школа для родителей). М., «Семья и школа».2001. 187с.
12. Роббер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Прогресс. Москва,2001.
13. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. МГУ. Москва,2002.
14. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Просвещение, Москва,2001.
15. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью./ Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
16. Балышева Е.Н. Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха.- СПб.:2005.
17. Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2004.
18. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.- СПб.: КОРОНА-Век, 2009.
19. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: 2006.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017