07.10.2022
1. Воспитывать
интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной
восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее
почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
2. Обогащать
музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными
музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с
элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам
во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и
выразительности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать
эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма,
формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать
возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе
полученных впечатлений и представлений о музыке.
6. Развивать
творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности:
передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных
танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях;
импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, применять
выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Успешное решение
перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего
от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм
организации музыкальной деятельности.
МЕТОДЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы музыкального
воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом
музыкального воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее
музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста.
Методы музыкального
воспитания осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми,
его влияния и действенной помощи в процессе их активной учебной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
Учитывая возрастные
и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в
связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно
создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую
музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их
общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с
детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую
историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку.
Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его
воспитательной и художественной ценности.
Произведения,
используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим
художественно-педагогическим требованиям:
- быть
высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
-быть
художественными, эмоционально насыщенными;
-содержательными и
занимательными по сюжету;
мелодичными;
- простыми по форме
и доступными по содержанию.
Но не только
разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает
воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его
преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства
ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального
произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в
музыкально-эстетическом воспитании. Однако восприятие музыкальных образов
всегда связано с художественно-образным мышлением, конкретно-чувственным
проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах
показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о
чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Мысль, слово – это
вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и
содержание музыкального произведения, убеждает в верности его восприятия.
Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий
его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему
осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны
следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.
В процессе
восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок
осмысливает их. Он находится под влиянием художественного музыкального образа,
сила которого вызывает к нему соответствующее эстетическое отношение.
Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в
доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной
игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий
- художественно-практический метод, имеющий в
своей основе музыкальную творческо-исполнительскую
деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность
детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде
систематических упражнений. Она дает
ребенку возможность действенной проверки
правильности музыкального восприятия и художественной мысли в
активной, разносторонней и
самостоятельной деятельности. Наглядно-слуховой, словесный и
художественно-практический методы в педагогическом процессе
взаимосвязаны. Применение каждого из указанных методов и их сочетание в
каждом отдельном случае зависит от конкретных педагогических задач, содержания
и сложности музыкального произведения, учета возраста, уровня общего и
музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, проявления
интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее
у детей в процессе занятий настроение, общую и индивидуальную активность,
качество исполнения песни, танца. Все это требует от педагога гибкости, знания
психофизиологических, возрастных и индивидуально-типологических особенностей
детей, педагогического мастерства.
В процессе овладения
некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к
большей самостоятельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в процессе
практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему
влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень
овладения ими материалом.
Обучая и вовлекая
ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастающую активность,
большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом прямого
воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения (пение песни, ее
фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод
опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность
детей.
В старшей и
подготовительной группах педагог-музыкант пользуется методом проблемного
воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей
самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий, которые им
предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются
познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им игровой роли,
к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в
движении.
При выборе методов и
приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития
детей данной возрастной группы, их индивидуальных и возрастных особенностей
(группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей,
интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы
их дальнейшего художественного музыкального развития.
В процессе
музыкально-художественного обучения детей целесообразное сочетание и
использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в
зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педагогического
процесса.
Каждый
основной метод – наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический
– заключает в себе определенный комплекс разнообразных
методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике,
детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и
приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи,
способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образовательной
работы с детьми.
Широкое творческое
применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает
методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает
творчески работать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2022
Дата обновления: 24.10.2022
Дата публикации: 07.10.2022