10.10.2023
Сенсорика – способность организма распознавать
внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода
познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие
помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости,
тактильное – по фактуре, температуре и т.д.
Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок
изучает особенности разных предметов. К 5 годам малыш должен научиться
сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе
специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:
·
цвета: цвета
радуги, подтона и оттенки;
·
формы: круг,
квадрат, треугольник и др;
·
величины:
метрическая система;
·
слуха: ноты,
звучание языка;
·
вкуса:
сладкий, соленый, острый, кислый и пр;
·
запаха:
цветочный, пудровый, тяжелый и т.д.
Основная задача во время сенсорного воспитания –
помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной
действительности: от игрушек до произведений искусства. Другие цели сенсорного
воспитания:
·
Заложить у
детей основу для развития интеллекта.
·
Сформировать
наблюдательность, внимание, воображение.
·
Расширить
словарный запас.
·
Развить все
виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.
Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что
сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше
человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито
чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с
фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру
помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся
оригинальные, уникальные образы.